Чтобы не разбить беспилотный автомобиль, россияне допускают наезд на пешехода и собаку

Техника
мобильная версия
, Текст: Сергей Попсулин

Разработчики беспилотного автомобиля на базе КамАЗа попросили людей морально оценить ситуации, с которыми будет сталкиваться искусственный интеллект. Респондентам было предложено выбрать модель поведения в ситуациях, когда на дороге внезапно появляется человек или собака. 


Отношение к людям и собакам

Каждый четвертый участник опроса (25,7%) согласился с тезисом, что задавить вышедшего на дорогу человека перед движущимся автомобилем с автономным управлением было бы правильнее, чем съехать в кювет и допустить гибель находящегося внутри этого автомобиля пассажира. 

Если же на дороге внезапно появилась собака, задавить ее готово вдвое больше респондентов — 55,2%. Другие 40,1% готовы спасти жизнь животного путем применения экстренного торможения, даже если это приведет к столкновению с идущим следом транспортным средством, не соблюдшим дистанцию. Примечательно, что о судьбе собаки женщин задумывается на 13% больше, чем мужчин. 

Таковы результаты исследования российской компании Cognitive Technologies, которая к 2020 г. планирует создать беспилотное транспортное средство на платформе КамАЗа. В компании пояснили, что исследование было необходимо для моральной оценки поведения искусственного интеллекта. 

Преобладающее мнение

Большинство респондентов (71%) так или иначе выступили за то, чтобы направить беспилотный автомобиль в кювет во избежание нанесения травм людям, случайно вышедшим на проезжую часть перед автомобилем, даже несмотря на то, что попадание в кювет может нанести непоправимый ущерб беспилотному транспортному средству и привести к критическим для жизни и здоровья пассажира травмам.


Разработчик беспилотного КамАЗа попросил людей морально оценить ситуации, с которыми будет сталкиваться искусственный интеллект

Система определения ценности жизни

Достаточно большое количество респондентов (43%) высказалось за идею разработки системы определения ценности жизней участников аварии. «Было предложено использовать результаты мгновенного поиска информации в интернете и соцсетях для составления подробного портрета участника ДТП, чтобы на основании этих данных искусственный интеллект мог принимать решение о том, кем жертвовать, а кого спасать. К примеру, если перед автороботом в кабине которого находится человек с запятнанной репутацией, на дорогу выбегает передовик производства, то искусственный интеллект должен будет гарантированно направить машину в кювет», — пояснили исследователи.

Итоги исследования

Еще одним итогом исследования стало отсутствие явного преобладания какой-либо социальной группы в каждом из рассматриваемых вариантов поведения искусственного интеллекта. Ответы всех категорий граждан распределены примерно с одной степенью равномерности (в пределах 10%). Наибольшая дисперсия наблюдается лишь в случаях, когда перед автороботом внезапно появляется собака (как говорилось выше, ее чаще жалеют женщины). 

Наиболее же отчаянные поступки в критических ситуациях рекомендуют искусственному интеллекту совершать женщины в возрасте от 31 до 50 лет с высшим образованием. Например, эта категория предпочитает съезд в кювет разрешенной правилами дорожного движения возможности объехать выбежавшую на дорогу собаку. 

Пенсионеры меньше других рекомендовали нарушать правила. Например, не оказалось ни одного пенсионера, который бы предложил беспилотной машине в ситуации с собакой пересечь двойную сплошную линию разметки (на это согласились 0,54% работающих респондентов). 

Методология исследования

Всего в опросе приняли участие 1384 респондента из России, в том числе 73,8% мужчин и 26,2% женщин. Возраст основной группы респондентов - до 30 лет (60,6%). Доля респондентов в возрасте от 31 до 50 лет - 33,5%, от 50 лет - 5,9% (из них 3,7% пенсионеров). Опрос был проведен через интернет. 

О компании Cognitive Technologies

Cognitive Technologies — отечественный разработчик систем управления предприятием, искусственного интеллекта и электронного документооборота. В числе заказчиков компании: МЧС, МВД, ФСБ, Минкомсвязи России, Минэкономразвития России, ЦБ России, Пенсионный фонд РФ, Сбербанк России, «НК «Роснефть», «Россети», ГК «Автодор»,  Газпром, КБ Газпромбанк, Норильская горная компания, ММК, Ростелеком, Сибнефть и др. 

В феврале 2015 г. Cognitive Technologies и КамАЗ объявили о начале совместного проекта, целью которого является создание к 2020 г. на базе автомобиля КамАЗ беспилотного транспортного средства. На реализацию проекта государством, в лице Минобрнауки России, было выделено 300 млн.  

Подписаться на новости
Другие материалы рубрики
Рамблер.Новости