МТС, «Билайн» и «Мегафон» обвиняются в ценовом сговоре

Бизнес Законодательство Телеком Контент Мобильная связь
мобильная версия
, Текст: Игорь Королев
ФАС возбудила антимонопольное дело в отношении «Вымпелкома», МТС и «Мегафона» в связи с переходом операторов на поаккаунтную тарификацию SMS-рассылок. Этот шаг был направлен на борьбу с SMS-спамом, но он же привел и к подорожанию стоимости рассылок.

Жалоба на «большую тройку»

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила о возбуждении административного производства в отношении сотовых операторов «большой тройки»: МТС, «Вымпелкома» (торговая марка «Билайн») и «Мегафона». Дело касается их тарифной политики в области SMS-рассылок.

Жалобу на «большую тройку» подали заказчики рассылок - «Национальный Процессинговый Центр» и «Страховая компания «СОГАЗ-МЕД». Большинство заказчиков SMS-рассылок осуществляет их не напрямую через операторов, а с помощью специальных SMS-агрегаторов, так как через них можно охватить сразу всех операторов.

В то же время в 2014 г. вступили в силу поправки в Закон «О связи», направленные на борьбу с SMS-спамом. В частности, сотовые операторы должны иметь договоры со всеми заказчиками SMS-рассылок, даже если они работают через SMS-агрегаторов.

Изменение тарификации и рост тарифов

Выполняя требования закона, «большая тройка» перешла к поаккаунтной тарификации рассылок. Раньше SMS-агргегатор получал от сотового оператора единый счет за весь объем сообщений, отправленных его клиентами, что позволяло ему получать скидки от оператора.

Против «Вымпелкома», МТС и «Мегафона» ФАС завела дело из-за подорожания SMS-спама

Теперь же оператор выставляет отдельный счет для каждого заказчика SMS-агрегатора. Это привело к подорожанию стоимости SMS-рассылок, говорится в заявлении ФАС. В связи с этим «Вымпелком», МТС и «Мегафон» подозревают в нарушении части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»: запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются устранение конкуренции и ущемление интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности.

Ранее представители SMS-агрегатора Devino Telecom приводили следующую статистику по SMS-рассылкам: если осенью 2014 г. стоимость рассылки на телефоны «Вымпелкома» составляла 0,41-0,46 руб. за одно сообщение (в зависимости от общего их числа), то после перехода на поаккаунтую тарификацию она стала достигать 0,6-1,2 руб. На телефоны МТС отправка одного SMS стоила 0,25-0,30 руб., после изменения тарификации — 0,45-1 руб.

Отправка одного сообщения на телефоны «Мегафона» стоила 0,30-0,39 руб., после изменения тарификации — 0,6-1 руб. Сейчас тарифы стали еще выше и составляют 0,6 – 1,5 руб. за одно сообщение.

SMS-спама стало в разы меньше

МТС специально не повышала цен на пакеты SMS-рассылок, говорит представитель оператора Дмитрий Солодовников. «Переход на поклиентский учет SMS-трафика – очередной этап в борьбе со спамом: мы еще с конца 2014 г. разработали новые условия договоров, которые позволяют нам видеть конечного заказчика рассылок с тем, чтобы оперативно определять недобросовестных рассыльщиков, блокировать спам по первому требованию абонентов и при необходимости применять штрафные санкции к нарушителям, рассылающим сообщения без согласия абонентов, - заявили в МТС. «Мы видим, что принятые меры привели к повышению эффективности адресности рассылок снижению объемов спама, - добавляет Солодовников. - Так, по сравнению с пиковым периодом осени 2013 г. среднесуточный объем спама, который получают абоненты МТС, упал на сегодня почти в 40 раз, а число жалоб абонентов на спам – в 18 раз. Без перехода на поклиентский учет рассыльщиков добиться таких результатов мы бы не смогли. В «Вымпелкоме» также утверждают, что, благодаря переходу на поаккаунтную тарификацию, оператор получил более гибкий инструмент контроля над недобросовестными агрегаторами, что уже принесло видимые результаты: в 2015 г. количество спам-рассылок клиентам оператора снизилось в 12 раз до 0,01 спам-SMS на одного клиента.

Количество ежемесячных обращений клиентов оператора по вопросам мобильного мошенничества в 2015 г. также сократилось в 4,2 раза по сравнению с 2014 г., а общий объем спама снизился в три раза по сравнению с показателями 2014 г.

В «Мегафоне» сообщили, что получили уведомление от ФАС о начале административного производства. Но в компании уверены в законности своих действий.

«Повышение цен не представляет значительной угрозы для бизнеса, так как стоимость контакта с клиентом у SMS-информирования по-прежнему самая низкая, по сравнению с другими способами коммуникации, - говорит представитель Devino Telecom Вероника Михайлова. - Но проблема заключается в том, что при переходе на поаккаунтную тарификацию МТС установил агентское вознаграждение в размере 2%, а другие операторы дают комиссию по 10%. В результате прохождения нами в тендерах клиентов эти 2% превращаются в 0%, и работа по МТС происходит в убыток».