Созданный Путиным навигационный оператор получил в распоряжение систему ЭРА-ГЛОНАСС»

Бизнес Интеграция ИТ в госсекторе
мобильная версия
, Текст: Денис Воейков

У системы автоматического оповещения экстренных служб о попадании автомобилей в аварию «ЭРА-ГЛОНАСС» меняется оператор. С 1 января 2016 г. вместо временного обладателя этого статуса — Минтранса, все полномочия по коммерциализации проекта принимает на себя специально для этого созданное по указу Владимира Путина акционерное общество «ГЛОНАСС».


Смена операторов

С 1 января 2016 г. функции оператора системы «ЭРА-ГЛОНАСС» перейдут от Минтранса к специально созданному в этих целях акционерному обществу (АО) «ГЛОНАСС» со 100-процентным государственным участием. В его задачи будет входить обеспечение работы системы и ее коммерциализация за счет использования в интересах государственных и коммерческих заказчиков. Кроме того, АО станет заниматься привлечением в проект внебюджетных инвестиций.

Об этом сегодня сообщило некоммерческой партнерство (НП) «ГЛОНАСС» — федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности (не путать с оператором системы «ЭРА-ГЛОНАСС»), членом которого с ноября 2015 г. является АО «ГЛОНАСС».

История вопроса

Указ о создании АО «ГЛОНАСС» как оператора системы «ЭРА-ГЛОНАСС» для ее коммерциализации Владимир Путин подписал еще в июле 2014 г., однако реально организация начала работу не к моменту «ЭРА» в январе 2015 г., а лишь в июне. Это произошло из-за противоречий внутри Правительства между Росимуществом и Минтрансом, которые долгое время вели борьбу за то, кто будет представлять государство в качестве акционера АО. (В итоге победило Росимущество, а главой АО стал бывший замминистра транспорта Андрей Недосеков).

В отсутствие АО в момент начала работы «ЭРА-ГЛОНАСС» оператором системы был назначен Минтранс, который выступал ее заказчиком и ответственным за этот проект федеральным органом власти.

Само НП «ГЛОНАСС» не может исполнять функции оператора в силу законодательных ограничений. В частности, оно не вправе самостоятельно привлекать в проект инвесторов. В настоящий момент за НП остаются функции единственного исполнителя в вопросах создания и внедрения «ЭРА-ГЛОНАСС».

Руководство АО «ГЛОНАСС» осуществляет бывший замминистра транспорта Андрей Недосеков 

Деятельность и планы НП «ГЛОНАСС»

«В 2016 году НП планирует принимать самое активное участие в деятельности трех рабочих групп НТИ: "Автонэт" (беспилотный автотранспорт), "Аэронэт" (беспилотные летательные аппараты), "Маринэт" (беспилотный водный транспорт), — говорит Александр Гурко, президент НП «ГЛОНАСС».

По его словам, партнерство готово предоставить свои компетенции и опыт, в первую очередь, в части организации обсуждений в форматах B&G и B&B концепций развития, необходимых мер господдержки и пилотных проектов, разработки проектов нормативных актов и организации их публичного обсуждения, разработки проектов технических регламентов, национальных и межгосударственных стандартов и организации их публичного обсуждения, организации работ по поддержке программ экспорта и международной кооперации. Кроме того, НП «ГЛОНАСС» станет заниматься развитием вокруг «ЭРА-ГЛОНАСС» экосистемы сервис-провайдеров и сервисов.

В рамках поддержки экспорта технологий ГЛОНАСС и развитие международного сотрудничества партнерство сейчас взаимодействует с Северной промышленной корпорацией Китая (NORINCO) в области навигационных приемников и проектов трансграничных перевозок.

Совместно с китайской госкорпорацией НП создает совместное предприятие для разработки, производства и сбыта чипсета «ГЛОНАСС-BeiDou» под брендом BG-Star. «Разработанная линейка навигационных приемников ГЛОНАСС/BeiDou станет основой создания устройств и систем различного назначения для использования в России, КНР и экспорта на глобальный рынок», — уверены в организации.

Также НП предлагает китайской стороне создать совместный R&D центр ГЛОНАСС/BeiDou на территории технопарка «ГЛОНАСС» в «Сколково». Производственный офис будет находиться в технопарке города Сучжоу, а в качестве производственного предприятия выбрана китайская фабрика SMIC в Шанхайском кластере.

Нажмите, чтобы увеличить

Источник: CNews, 2013

Кроме того НП сотрудничает с Альянсом участников телематической индустрии Китая (TIAA). Организации поддерживают совместные разработки встраиваемых бортовых систем/устройств вызова экстренных оперативных служб на базе технологий ГЛОНАСС/BeiDou, а также совместное развитие навигационно-информационных сервисных платформ в автомобиле и продвижении услуг. TIAA приглашена стать первым иностранным участником НП «ГЛОНАСС».

В НП сообщают, что в ближайшее время будет подписан меморандум о сотрудничестве в области проектирования и разработки навигационных приемников с поддержкой ГЛОНАСС и Индийской региональной навигационной спутниковой системой (IRNSS). С российской стороны соглашение подпишет НП, с индийской — Центр развития передовых вычислений (C-DAC), научно-исследовательская организация в составе Департамента электроники и информационных технологий Министерства коммуникаций и информационных технологий Индии.

По инициативе НП в число новых приоритетных российско-индийских инвестиционных проектов включены предложения по созданию национальной системы реагирования при авариях в Индии.

История и состав НП

Некоммерческое партнерство «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП «ГЛОНАСС») было образовано 21 мая 2012 г. с целью развития и внедрения продуктов и услуг на основе технологий ГЛОНАСС в России и за рубежом.

НП объединяет участников телекоммуникационного, информационного и навигационного рынков России и ведущих интеграторов: «Яндекс», МТС, «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»), «Мегафон», «Ростелеком», Ассоциацию «ГЛОНАСС/ГНСС — форум», «Сумма телеком», «Навигационно-информационные системы», «Кронштадт», «Цезарь сателлит», «Системы управления», ФГУП «Защитаинфотранс», Российскую корпорацию средств связи (РКСС), АО «ГЛОНАСС» (которое вступило в Партнерство в ноябре 2015 г.), АО «Группа Т1» и «Камаз». 

Основные задачи партнерства — интеграция усилий государства и навигационного бизнеса для конкурентоспособного развития и масштабирования российского навигационного рынка, а также формирование и проведение единой технической политики в навигационной сфере.

Директорат АО «ГЛОНАСС»

В момент начала работы организации летом 2015 г. в состав совета директоров АО «ГЛОНАСС» в количестве 16 человек вошли Александр Гурко, Андрей Недосеков, министр транспорта Максим Соколов, замминистра связи Дмитрий Алхазов, президент «Автоваза» Бо Андерссон, глава Роскосмоса Игорь Комаров, гендиректор «Российских космических систем» Андрей Тюлин, помощник Дмитрия Рогозина Алексей Заикин, заместители руководителей Минфина, МЧС, МВД и другие чиновники. В качестве независимого директора в совет вошел директор Фонда развития промышленности Алексей Комиссаров.

«ЭРА-ГЛОНАСС» как уникальный проект

Основная цель создания системы «ЭРА-ГЛОНАСС» — сокращение интервала доставки информации о времени и месте аварии до экстренных оперативных служб. В момент аварии специальный датчик в автомобиле фиксирует характерную перегрузку, возникающую при ударе, и с помощью мобильных средств связи передает сигнал в экстренные службы, сообщая им также координаты происшествия. Это должно обеспечивать сохранение жизни и здоровья водителей и пассажиров, попавших в ДТП или иную нештатную ситуацию на дороге.

По оценкам экспертов система должна позволить ежегодно спасать около 4 тыс. человек за счет уменьшения времени реагирования на аварии.

В НП «ГЛОНАСС» заверяют, что «ЭРА» стала первой в мире государственной системой обеспечения безопасности на автомобильном транспорте, основанной на использовании спутниковой навигации, мобильной связи и микроэлектроники. «В частности, аналогичный проект Европейского союза планируется к запуску лишь в 2018 году», — говорят в НП.

В ходе реализации российского проекта была развернута инфраструктура системы во всех субъектах РФ, выполнено сопряжение с «системой 112», системами экстренных оперативных служб и др. Была сформирована законодательная база: принят федеральный закон об «Эре», утверждены требования технического регламента Таможенного союза и комплекс стандартов, созданы условия для работы органов сертификации и испытательных лабораторий.

В создание «ЭРА-ГЛОНАСС» государство вложило p3,9 млрд, ежегодно на поддержание системы требуется еще p500 млн.