У Nokia больше нет навигационного бизнеса

Бизнес Интернет Техника
мобильная версия
, Текст: Сергей Попсулин

Nokia полностью передала свой картографический и навигационный бизнес компаниям Audi, BMW Group и Daimler. Теперь компания встала на финишную прямую для слияния с Alcatel-Lucent, в результате чего будет создан один из крупнейших производителей оборудования связи в мире. 


Завершение сделки

Nokia завершила передачу своего картографического и навигационного бизнеса Here консорциуму автопроизводителей, в который вошли Audi, BMW Group и Daimler.

Сделка была анонсирована в начале августа 2015 г. Ее объявленная сумма составила 2,5 млрд евро. Фактически Nokia получила на 50 млн евро больше, вследствие изменения стоимости бизнеса в процессе его передачи.

«Продажа Here — это последний этап процесса трансформации Nokia перед запланированным слиянием с Alcatel-Lucent, которое мы рассчитываем завершить в I квартале 2016 г.», — заявили в пресс-службе компании.

Что представляет собой бизнес Here

Here — бизнес по сбору картографических данных и информации о пробках на дорогах более, чем в 200 странах, включая Россию. Here продает собираемую информацию партнерам, одним из которых является корпорация Microsoft (карты и маршруты Here используются в приложениях на смартфонах Lumia), а также автопроизводителям, которые используют данные в навигационных системах автомобилей.


Nokia завершила сделку по продаже бизнеса Here

Данный бизнес был сформирован из активов американской компании Navteq, которую Nokia приобрела за $8,1 млрд в 2008 г. До смены названия на Here продукты Nokia в этой сфере назывались Ovi Maps. 

Финансовые показатели

В первой половине 2015 г. операционная прибыль Nokia Here составила 28 млн евро при выручке в размере 552 млн евро. Операционный убыток по итогам 2014 г. составил 1,2 млрд евро, почти вся сумма — это списание нематериальных активов. По состоянию на конец июня 2015 г. в подразделении работало 6454 сотрудника. В 2014 г. выручка Nokia Here от автомобильной индустрии составила 970 млн евро.

Выгода автопроизводителей

Желание производителей автомобилей приобрести Nokia Here было обусловлено, в первую очередь, стремлением защитить себя от монополии таких компаний как Google, Uber Technologies и Apple. Автопроизводители просто боялись лишиться контроля над ведущей на рынке навигационной платформой, которая могла достаться любому из указанных игроков. В совместном сообщении Audi, BMW Group и Daimler говорится, что благодаря приобретению Here они беспрепятственно смогут оснащать свои машины современными навигационными технологиями в долгосрочной перспективе. 

Покупка Alcatel-Lucent компанией Nokia

Nokia постепенно избавилась практически от всех активов, не связанных с разработкой и производством оборудования связи.

В апреле 2015 г. Nokia объявила о намерении приобрести франко-американское предприятие по разработке и выпуску оборудования и устройств связи Alcatel-Lucent за 15,6 млрд евро. Бизнес Alcatel-Lucent планируется объединить с подразделением Nokia Networks, которое было сформировано в окончательном виде после выкупа за 1,2 млрд евро корпорацией Nokia недостающей доли в совместном предприятии Nokia Siemens Networks.

После приобретения под брендом Nokia будут продаваться решения Alcatel-Lucent для стационарной и мобильной связи, коммутирующее оборудование для IP-сетей и оборудование для опорных сетей. Кроме того, портфель Nokia пополнится облачными услугами и приложениями, которые сейчас предлагает Alcatel-Lucent. В компании Nokia рассчитывают, что сделка откроет для нее новые перспективы на рынке 5G-оборудования, рынке программно-конфигурируемых сетей, а также рынке «интернета-вещей». 

Параллельно Nokia планирует продолжить разработку смартфонов, планшетов и мобильных приложений. Так как у компании больше нет мощностей для производства мобильных устройств (они были проданы Microsoft), она планирует лицензировать производственные функции и функции по маркетингу и продажам партнерам, таким как Foxconn.