Google решил повоевать с «Яндексом» и ФАС

Бизнес
мобильная версия
, Текст: Сергей Попсулин

Google объявил о намерении оспорить решение ФАС России, которая в сентябре 2015 г. признала компанию виновной в использовании нечестных приемов ведения бизнеса и, таким образом, заняв сторону российской «Яндекс».


Несогласие с решением ФАС

Google намерена оспорить решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В сентябре 2015 г. этот орган признал американскую корпорацию виновной в нарушении российского закона «О защите конкуренции» и предписал распространять Google Play на Android-устройствах отдельно от таких приложений как YouTube, «Google карты» и «Google фото».

«Мы намерены оспорить это решение и объяснить в суде, почему мы считаем его необоснованным», — заявил в официальном блоге Google в России старший юрист компании Теро Луко.

Пояснение Google

«Ни один из существующих производителей устройств не обязан устанавливать приложения Google вместе с платформой Android. Это открытая и бесплатная платформа, и производитель может использовать ее так, как захочет», — заявил Луко.

«В России представлено множество мобильных устройств самых разных марок, например ZTE, Xiaomi, Gionee и других. Они работают на базе Android, и их производители не устанавливали приложения Google», — продолжил он.

«Компания Yandex заключала соглашения с рядом производителей по предустановке своих приложений на устройства, на которых не было приложений Google. Android — это свобода выбора и открытая конкуренция, и это здорово», — добавил Луко.

Одна из задач Google — сделать устройство удобным в работе сразу, как только пользователь достал его из коробки. Это одна из причин, почему американская компания выступает за предустановку сразу нескольких своих приложений на новые Android-устройства, пояснил Луко.


Google оспорит решение ФАС по Android

«Яндекс» заблуждается

«Яндекс» заблуждается, считая, что Google запрещает своим партнерам устанавливать на устройства конкурирующие приложения, дал понять Луко. «Новый телефон Samsung Galaxy S6 – яркий пример открытости и широкого выбора, который предоставляет платформа Android производителям и пользователям. В этом смартфоне вы найдете сразу несколько предустановленных приложений, конкурирующих с Google», — указал он.

Представитель Google добавил: чтобы скачать любое приложение из Google Play, коих там доступно более 1 млн, пользователю нужно лишь пару раз коснуться экрана устройства. Таким образом, он отметил отсутствие каких-либо ограничений на установку программ сторонних разработчиков.

Комментарий «Яндекса»

«Google замалчивает, что предустановка — самый главный и самый эффективный канал донесения мобильных сервисов до пользователя. Этот факт подтверждали представители Google на заседаниях в ФАС», - заявили в ответ на сообщение Google в компании «Яндекс».

«На Samsung Galaxy S6, как и на всех телефонах с GMS (мобильными приложениями Google - прим. CNews), есть только поиск по умолчанию от Google, альтернативные поиски запрещены к предустановке в качестве сервиса по умолчанию. Вы никогда не найдете телефон или планшет на Android с Google Play и GMS, где стоит другой поиск по умолчанию (а такие устройства занимают больше 90% рынка Android-устройств в России). Что касается других сервисов, представители Google на заседаниях ФАС не отрицали, что в отдельных случаях может применяться и полный запрет на предустановку отдельных конкурентов», - добавили в российской компании. 

Жалоба в ФАС

«Яндекс» подал жалобу в ФАС на действия Google в феврале 2015 г.  В «Яндексе» рассказали, что поводом послужило внедрение Google практики полного запрета предустановки любых сервисов «Яндекса» на устройствах производителей, которые долгое время были ключевыми партнерами российской компании (Fly, Explay, Prestigio). Сначала дело рассматривалось только по статье 14 закона «О конкуренции» — недобросовестная конкуренция. В июне ФАС дополнительно квалифицировала возбужденное против Google дело по статье 10 закона «О защите конкуренции» — злоупотребление доминирующим положением. 

Почему «Яндекс» начал войну против Google

Именно усилением конкуренции на мобильных устройствах объясняет «Яндекс» падение своей доли на российском рынке интернет-поиска, отмечая важность своего присутствия в мобильном сегменте. В ноябре 2014 г. (когда доля «Яндекса» на российском рынке поиска упала до 59,5% по данным Liveinternet) представители компании говорили, что самостоятельная установка пользователями «Яндекса» поиском по умолчанию помогает удерживать долю на Android в 47%. 

По приведенным «Яндексом» данным, на тот момент на долю Android приходилось 86% мобильных устройств, продаваемых в России и более 84% в мире. «Яндекс» мог рассчитывать, что выпуск собственной версии Android под названием «Яндекс.Кит» укрепит его позиции на мобильных устройствах, но столкнулся с запретом Android-производителям со стороны Google на установку продуктов, «созданных некоторыми другими компаниями». Запрет должен был серьезно ударить по планам российского поисковика.