Госорганы переедут в государственную систему ЦОДов

Интеграция ИТ в госсекторе
мобильная версия
, Текст: Денис Воейков

Правительство одобрило поэтапный перевод госорганов в централизованную систему ЦОДов, которая позволит ежегодно экономить 10% от текущих расходов и не потратить более 100 млрд на назревшую модернизацию существующих локальных систем.


Концепция утверждена

Правительство утвердило разработанную Минкомсвязи концепцию перевода государственных информационных ресурсов, не содержащих гостайну, в систему федеральных и региональных ЦОДов.

Авторы документа считают, что такую систему целесообразно создавать в виде сети федеральных и региональных дата-центров, связанных резервированными магистральными каналами высокой пропускной способности в единый катастрофоустойчивый кластер. Его защиту от компьютерных атак предполагается осуществлять с соблюдением принципа невыхода трафика за пределы РФ.

Как ожидается, за счет реализации проекта государство сможет повысить эффективность госорганов, усилить безопасность их информационных систем и персональных данных граждан, повысить эффективность бюджетных расходов на ИКТ-услуги.

Реализация концепции будет осуществляться заинтересованными федеральными госорганами. Минкомсвязи станет обеспечивать методическую поддержку.

 Дмитрий Медведев утвердил концепцию перевода госорганов в централизованную систему ЦОДов

В результате постепенного отказа от закупки оборудования и сниженной себестоимости услуг новой системы ожидается снижение нагрузки на бюджеты всех уровней до 10% в год. «Таким образом, в период 2015—2017 гг. только по федеральным органам исполнительной власти экономия средств федерального бюджета может составить около p10,2 млрд», — утверждается в документе.

Организационные вопросы

Концепция подразумевает определение поставщиков облачных услуг, а также оператора системы ЦОДов, который создаст ИКТ-инфраструктуру за счет собственных средств или с привлечением каких-либо сторонних организаций. В части телекоммуникационной составляющей проекта предусмотрен переход на использование сети органов власти РФ.

Полномочиями независимого контроля над оператором и облачными поставщиками предлагается наделить орган, осуществляющий функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере ИКТ. В обязанность ему станет вменяться аудит качества услуг функционирования системы, ведение каталога услуг и фонда алгоритмов и программ, аккредитация поставщиков облачных услуг,
экспертиза стоимости услуг оператора, аттестация программно-технических решений,
учет размещаемых и потребляемых в системе ресурсов, обеспечение функционирования ситуационного центра контроля и поддержки принятия решений.

Также авторам документа представляется целесообразным создание коллегиального органа, в который могут включаться представители переходящих на использование системы пользователей. Он станет отвечать за выработку конструкторских требований к ЦОДам и поставщикам облачных услуг, за методологию перехода на использование системы, за одобрение планов перехода и предельных тарифов на услуги оператора, за подтверждение готовности системы к приему информационных ресурсов и систем пользователей.

Оператору системы предлагается привлекать созданные за бюджетные средства свободные ресурсы в госорганах и подведомственных им организациях — более 100 серверных стоек.

Сроки перехода

В рамках проекта до декабря 2015 г. Минкомсвязи необходимо будет обеспечить внесение изменений в федеральный закон «Об информации…», а также в иные нормативные правовые акты, для возможности использования облачных технологий в госуправлении.

Также до конца года должен быть определен оператор системы, а для перехода на нее создан коллегиальный орган, отвечающий за выработку требований и методологий.

Саму систему планируется создать уже в январе 2016 г., а к июню — реализовать пилотный проект по переводу в нее ресурсов не менее трех органов госвласти.

Правила оказания услуг системы ЦОДов и порядок перехода на ее использование пользователями должны быть утверждены в сентябре 2016 г. Тогда же должна завершиться разработка правил аккредитации поставщиков облачных услуг.

Общий план перевода госорганов в систему предполагается утвердить в декабре 2016 г. Он предусмотрит перевод для госорганов, не имеющих свои ЦОДы, с января 2017 г. по декабрь 2019 г., для собственников дата-центров — с января 2018 г. по декабрь 2020 г., для госкорпораций и компаний с госучастием — с января 2019 г. по декабрь 2021 г.

Экономическое обоснование

Авторы концепции утверждают, что по состоянию на конец 2014 г. доля потребности федеральных госорганов в описываемых концепцией услугах ЦОДов составила 55% общего используемого числа серверных стоек (7,6 тыс. из 13,7 тыс.), 86% общей используемой площади машинных или серверных залов (всего 53,8 тыс. кв. м), 95% общего числа используемых серверов (всего 29,8 тыс. единиц).

Указывается, что собственная ИКТ-инфраструктура госорганов и государственных внебюджетных фондов в основном представляет собой серверные комнаты с низким уровнем энергоэффективности: среднее количество серверных стоек на один собственный машинный зал составляет 1,3 единицы, 67% общего количества мощностей имеют уровень потребления не более 3 кВт на стойку.

В свете этого размер средств на развитие и модернизацию собственной ИКТ-инфраструктуры указанных организаций оценивается более чем в p16 млрд без учета затрат на содержание штата специалистов в 4,8 тыс. человек и расходов на информационную безопасность.

При этом суммарные затраты только федеральных органов исполнительной власти на развитие собственных объектов ИКТ-инфраструктуры, включая проектирование и строительство ЦОДов, закупку и монтаж оборудования, оцениваются на период 2015-2017 гг. в p102 млрд, более 40% которых могут быть направлены на закупку серверов.

Технические аспекты

Предполагается, что ЦОДы системы должны обладать уровнем резервирования и надежности не ниже стандарта TIER III. Все ключевые элементы инфраструктуры должны находиться в собственности, долгосрочной аренде или долгосрочном доверительном управлении поставщика услуг каждого дата-центра.

Подразумевается, что информационные системы оператора должны быть зарезервированы не менее чем в двух географически удаленных друг от друга ЦОДах, а крупные дата-центры должны быть приближены к наиболее дешевым источникам электроэнергии большой мощности.

С целью снижения стоимости услуг предлагается предусмотреть корректировку нормативно-правовой базы для отнесения объектов системы к оборудованию, подключаемому к энергораспределительным устройствам высокого и среднего напряжения объектов электроэнергетики, при условии обеспечения минимальной цены электроэнергии.