Госорганы получили стандарты Минкомсвязи и ФСО для электронного документооборота

Документооборот ИТ в госсекторе
мобильная версия
, Текст: Денис Воейков

Подписанный еще в конце мая приказ Минкомсвязи и ФСО, описывающий требования к взаимодействию госорганов при обмене электронными документами, наконец прошел зарегистрацию в Минюсте и обрел силу.


Долгожданная регистрация в Минюсте

На официальном интернет-портале правовой информации появился текст приказа Минкомсвязи и Федеральной службы охраны (ФСО) «Об утверждении требований к организационно-техническому взаимодействию госорганов и госорганизаций посредством обмена документами в электронном виде».

Приказ был подписан упомянутыми ведомствами еще 27 мая 2015 г., однако его регистрация в Минюсте состоялась лишь на днях — 22 сентября.

Помимо общих положений, в рамках правил обмена электронными документами приказ, в частности, определяет требования к форматам файла документа и электронной подписи (ЭП), а также требования к так называемому транспортному контейнеру и правила визуального отображения документов в электроном виде, подписанных ЭП.

Реакция отрасли

Председатель совета директоров компании ЭОС Владимир Баласанян в разговоре с CNews заверил, что он, как и многие его коллеги, склонен приветствовать появление нового нормативного акта. «Это конкретный шаг на пути перехода от работы с бумажными документами или их сканами к работе с электронными подлинниками», — считает он.

Баласанян отмечает, что выпуск приказа растянулся более чем на два года, и в том, что он, наконец, согласован и принят, глава ЭОС усматривает заслугу, в первую очередь, сотрудников из департамента проектов по информатизации Минкомсвязи.


В принятии и согласовании приказа эксперты в первую очередь усматривают заслугу департамента проектов по информатизации Минкомсвязи

Значимость принятого документа отметил в беседе с CNews и директор направления ЕСМ компании TerraLink Александр Бейдер. «Любая регламентация в области электронного обмена, которая устанавливает правила и стандарты, пусть даже только для госорганов — это важно и полезно, — заверил он. — Очень хорошо, что движение в этом направлении идет, и, будем надеяться, что оно станет корректироваться с учетом достигнутых результатов и потребностей участников обмена».

Впрочем, отношение отрасли все же нельзя назвать однозначным. У того же Баласаняна акт вызывает смешанные чувства. «Дело даже не в том, что документ, конечно же, несовершенен, а в том, столько усилий и времени понадобилось для решения весьма скромной задачи — почтового обмена электронными подлинниками между участниками системы межведомственного электронного документооборота — МЭДО», — сокрушается он.

Общие требования

Информационное взаимодействие в описываемой сфере предписано осуществлять путем обмена транспортными контейнерами в формате XML с приложениями, содержащими электронные документы, подписанные ЭП, а также обмена технологическими сообщениями с использованием транспортной шины — МЭДО.

Напомним, что МЭДО представляет собой федеральную информационную систему для обмена документами в защищенном режиме между администрацией Президента, аппаратом правительства, федеральными и региональными органами исполнительной власти, а также информирования высших органов госвласти о ходе исполнения поручений.

Согласно постановлению Правительства №477 от 15 июня 2009 г., функцию управления и развития МЭДО реализует ФСО.

Формат файлов

Файл электронного документа, а также файл электронного образа документа с внедренными графическими элементами регистрационных данных и отметок об ЭП должны иметь формат PDF/A-1, соответствующий международному стандарту ISO 19005-1:2005.

Текстовая часть документа, в соответствии с требованиями Минкомсвязи и ФСО, должна включаться в файл PDF/A-1 в текстовом же виде.

Требования к подписи

ЭП госслужащих должны будут соответствовать требованиям к усиленной квалифицированной электронной подписи. При их создании должен использоваться специализированный формат PKCS#7.

Отмечается, что ЭП должностных лиц и организаций необходимо формировать в отдельных файлах.

Транспортные контейнеры

В требованиях сообщается, что транспортные контейнеры могут быть представлены как в виде набора отдельных файлов, так и только одного файла. При этом получатели и отправители документов вправе преобразовывать контейнеры из одного вида представления в другой в процессе их создания, обработки и хранения. 

При представлении контейнера в виде одного файла должен использоваться формат ZIP-папки.

Визуальное отображение

Для визуализации документов отправителем или получателем требования предписывают использовать информацию о местоположении графических элементов регистрационных данных и отметки об ЭП, а также файлы этих элементов, сформированные отправителем и заключенные в транспортный контейнер или вновь созданные получателем.
Подписаться на новости
Другие материалы рубрики
Рамблер.Новости