SAP начала раздавать облачные сервисы с территории Москвы. Персданные ее клиентов уже в России

Безопасность Госрегулирование Бизнес Интеграция
мобильная версия
, Текст: Денис Воейков

В контексте вступления в силу законодательных поправок, регулирующих обработку персональных данных, компания SAP объявила о доступности двух своих ключевых облачных сервисов из ЦОДа на территории России. Для полного соответствия новым реалиям компания собрала полный пакет разрешений от регуляторов, включая и лицензию оператора персональных данных, факт получения которой компания долго предпочитала скрывать.


«Российская прописка» SAP

Компания SAP объявила о том, что два ее ключевых облачных сервиса — решения по управлению персоналом SuccessFactors и по повышению эффективности закупок Ariba — стали доступны для российских клиентов из ЦОДа на территории России. Этот дата-центр, напомним, мировой гигант с конца 2014 г. арендует у «Ростелекома» в Курчатовском институте.

По словам генерального директора SAP в странах СНГ Вячеслава Орехова, инициатива компании напрямую связана с известными законодательными изменениями, которые предписывают с 1 сентября 2015 г. обрабатывать персональные данные наших соотечественников исключительно в границах Российской Федерации. «Хотим, чтобы наши клиенты оказались максимально защищены», — говорит Орехов.

SAP заверяет, что среди других крупных мировых вендоров компания сделала подобное объявление первой.

«Мы обладаем всеми необходимыми разрешениями и подтверждениями безопасности от ФСТЭК и прочих контролирующих органов, — заверяет Орехов. — Мы зарегистрированы в реестре Роскомнадзора как оператор персональных данных».

Об облачных сервисах

По словам Орехова, за последние два года облачный бизнес SAP в России вырос примерно в 14 раз (по выручке). «Ожидаем, что в этом году рост будет трехзначным», — говорит топ-менеджер, ориентируясь на текущие данные, в соответствии с которыми к сентябрю 2015 г. прирост уже перевалил далеко за 100%.

Вячеслав Орехов: «Среди других крупных мировых вендоров мы делаем подобное объявление первыми»


В компании уточняют, что инициатива SAP по приобретению «российской прописки» направлена как на новых клиентов, так и на тех, кто уже ранее пользовался сервисами SAP (например, компания МТС). Их системы с серверов так называемого временного базирования за рубежом сейчас бесплатно переносятся в ЦОД «Ростелекома».

Орехов напомнил, что вложения SAP в ЦОД составили 20 млн евро, назвав при этом текущие затраты на перенос данных в Россию «практически незаметными».

Рассуждая на тему возможных экономических санкций в отношении России со стороны государств Евросоюза, которые могли бы затруднить работу компании в нашей стране, Орехов сообщил, что в Крыму у SAP клиентов не было и нет, и в целом санкционные ограничения могут касаться лишь поставок оборудования, но никак не предоставления сервисов и услуг.

Планы компании

Как пояснил в разговоре с CNews заместитель гендиректора по облачным решениям SAP в СНГ Андрей Шарак, два упомянутых облачных сервиса — это лишь первые шаги с точки зрения «прописки» компании в России. «Выбрали их, потому что спрос на них самый высокий, — говорит он. — В дальнейшем все облачные решения, которые применимы к России, также будут переведены в местный ЦОД».

Ближайшими в очереди на перенос стоят сервисы в области электронной коммерции. О завершении соответствующих работ SAP надеется объявить еще до конца 2015 г.

При этом у Шарак есть понимание, что не все облачные решения компании в текущей ситуации должны быть размещены в российском дата-центре. В частности те, которые подразумевают использование глобальных сетей. Например, сервисы так называемого тревел-менеджмента — бронирование гостиниц, авиаперелетов и пр. Это связано с тем, что системы такого типа не попадают под требования закона о персональных данных. Соответственно нет необходимости раздавать эти решения из локального ЦОДа.

Возможные проблемы заказчиков

По мнению начальника отдела автоматизации бизнес-процессов МТС Юлии Цапковой, проблемными факторами при использовании облачных сервисов SAP может стать потребность клиентов в выделенных защищенных каналах связи для обмена данными, а также решение вопросов интеграция с внешними провайдерами.

С ней полностью согласен член правления группы «Акиг» Алексей Шипов, который при этом добавляет, что любое западное решение подразумевает под собой наличие у пользователя определенной методологии и базы знаний. «Если их нет, то это всегда трудно, — рассуждает он. — Второй момент — безопасность, но совместными усилиями он решается».

Загадочная лицензия SAP

Впервые о том, что SAP намерена получить лицензию оператора персданных представитель компании (на тот момент) Павел Растопшин сообщил во время официального выступления на CNews Forum в ноябре 2014 г. В личной беседе с CNews он уточнил, что необходимая заявка в соответствующие органы на тот момент уже была подана, и лицензию SAP планировала получить в марте 2015 г. 

Вплоть до осени 2015 г. российская пресс-служба SAP опровергала эту информацию, заявляя CNews, что не понимает, о какой лицензии идет речь, и заверяя, что «ничего такого объявлять в планах у компании нет».