Российские разработчики научили беспилотные автомобили «видеть, как человек»

Техника
мобильная версия
, Текст: Сергей Попсулин

Российские разработчики создали компьютерную модель центрального зрения человека для применения в системах управления автономными транспортными средствами.  


Фовеальное зрение

Российская компания Cognitive Technologies разработала технологию, позволяющую беспилотным автомобилям видеть и понимать участников дорожной сцены по тем же принципам, как это делает человек. 

«Известно, что возможность видеть удаленные предметы человеку обеспечивает узкая зона фовеального (центрального) зрения, находящаяся в центре зрительной оси глаза. Именно она позволяет видеть их в высоком разрешении. Остальные же элементы сцены, находящиеся в зонах периферийного и близкого к периферийному зрению, наблюдаются в низком разрешении», —  объяснили в Cognitive Technologies.

«В каком-то смысле нам удалось построить компьютерную модель фовеального зрения, — пояснил генеральный конструктор Cognitive Technologies Василий Постников. — В любой момент времени мы научились строить так называемую зону интереса — узкую область фовеального зрения, окружающую наблюдаемый объект». 

Эффективность узконаправленного зрения

Такой подход позволяет автономной системе в любой момент времени видеть в высоком разрешении лишь те элементы дорожной сцены (дорожное полотно, обочина, транспортные средства, знаки и т. д.), которые нужны для анализа текущей ситуации.

«Разработанная технология дает возможность обрабатывать только необходимую информацию, причем с более высокими показателями качества. Представляете, какое это нам дает преимущество в экономии вычислительных ресурсов и повышении быстродействия обработки информации, когда вместо всего снятого с видеокамеры изображения, нам достаточно обработать 5-7 его процентов», — добавил Постников. 

Понятие общих признаков дороги

Для того чтобы создать новую систему, разработчикам потребовалось научиться выявлять общие признаки, присущие дорожному полотну, будь это автомагистраль, проселочная или грунтовая дорога, вне зависимости от ее направления и угла наклона, а также времени суток и погодных условий. 



Отставание от зарубежных конкурентов

«Мы отстали со стартом нашего проекта на несколько лет от известных разработчиков систем для управления беспилотными автомобилями, — призналась президент компании Ольга Ускова. - Однако это нам дало и преимущество, позволяющее анализировать подходы наших конкурентов, не совершать их ошибок и предлагать рынку более эффективные решения».



Совместный проект с КамАЗом

В феврале 2015 г. Cognitive Technologies и КамАЗ объявили о начале совместного проекта, целью которого является создание к 2020 г. на базе автомобиля КамАЗ беспилотного транспортного средства. На реализацию проекта государством, в лице Минобрнауки России, было выделено 300 млн. 




О компании Cognitive Technologies

Cognitive Technologies — отечественный разработчик систем управления предприятием, искусственного интеллекта и электронного документооборота.

В числе заказчиков компании: МЧС, МВД, ФСБ, Минкомсвязи России, Минэкономразвития России, ЦБ России, Пенсионный фонд РФ, Сбербанк России, «НК «Роснефть», «Россети», ГК «Автодор»,  Газпром, КБ Газпромбанк, Норильская горная компания, ММК, Ростелеком, Сибнефть и др.

В 2014 г. компания заняла первое место в рейтинге CNews Analytics «Крупнейшие поставщики ИТ в госсекторе» с выручкой в сегменте 8,36 млрд. Выручка компании, по данным CNews Analytics, в 2013 г. составляла 17,07 млрд, что позволило ей занять 18 место в рейтинге CNews100: «Крупнейшие ИТ-компании России».