«1С» формирует рынок аутсорсинга бухгалтерии. Новые поглощения

Бизнес Инвестиции и M&A
мобильная версия
Глава фирмы «1С» Борис Нуралиев рассказал о приобретении контрольных долей в трех новых компаниях, работающих на рынке аутсорсинга бухгалтерии, налоговой отчетности и расчета заработной платы. Он уверен, что их бизнес в России ждет бурный рост.

На конференции для партнеров и клиентов директор «1С» Борис Нуралиев сообщил о приобретении контрольных пакетов в трех новых фирмах, специализирующихся на услугах аутсорсинга бухгалтерии, налоговой отчетности и управлении кадровой документацией. Теперь, «1С» принадлежит 51% в одной из структур WiseAdvice. «Существенным условием соглашения является то, что значительная часть выплаченных нами средств пойдет в капитал компании и будет использоваться для развития бизнеса: расширение клиентской базы и улучшение технологий», — рассказал CNews Нуралиев. Также «1С» приобрела контрольные пакеты в компаниях «Норд Аутсорсинг» и UCMS Group. Сделки прошли весной текущего года в денежной форме, их размер не раскрывается.

Настройка модели

Еще в феврале 2011 г. «1С» сообщала о том, что в сфере аутсорсинга бухгалтерии были созданы совместные предприятия с шестью партнерами, у которых имелась соответствующая практика. Среди них упоминались «1С-Пратон» и «1С:Бухобслуживание Ставрополь». «1С» получила в этих СП контроль. Позже число совместных предприятий было увеличено до 12 и уже в 2012 г. они стали рентабельными.

Обкатав модель, в 2013 г. «1С» начала клонировать этот бизнес по модели франчайзинга под маркой «1С:Бухобслуживание». На сегодня сеть включает уже 147 фирм-франчайзи. Все базы данных клиентов сети находится в одном облаке, о котором заботится центральный «1С», все они работают по единым правилам. В качестве оплаты «1С» получает 5% от выручки франчайзи за бухгалтерское обслуживание, а также стартовый паушальный взнос от i30 тыс. до i60 тыс. Число клиентов на обслуживании быстро растет (+120% по итогам 1 кв. 2015 г.) и уже превысило отметку 2,6 тыс. организаций.


Перевод учетной функции на аутсорсинг снижает ее стоимость для бизнеса в среднем на 20-25%, говорят в компании. Аутсорсер в том числе несет финансовую ответственность за штрафы со стороны налоговой инспекции.

Стратегия роста: от малых к средним

Целевыми клиентами созданной сети «1С:Бухобслуживание» изначально были малые предприятия. Но услугой интересовались и крупные заказчики. «Они спрашивали нас об опыте аутсорсинга для больших компаний, но у нас такого опыта не было, поэтому мы приняли решение приобрести фирмы, имеющие экспертизу в данной сфере», — объясняет Борис Нуралиев. Три приобретенные в этом году компании совокупно поддерживают около 500 клиентов и действуют независимо от сети «1С:Бухобслуживание».

«Когда мы запускали сеть аутсорсинга бухгалтерии для малых компаний, мы также вошли в капитал нескольких относительно успешных игроков и поняли, как они работают, — рассказывает Нуралиев. — На основе их опыта выстроили единую модель и стали размножать ее франчайзинговым методом для всех участников «1С:Бухобслуживания». То же самое мы будем делать и на рынке услуг для средних и крупных заказчиков. Пока бизнес-концепции UCMS Group, WiseAdvice и «Норд аутсорсинг» не полностью совпадают. Они ведь не родственники. По крайней мере в недавнем прошлом они были прямыми конкурентами. Мы начинаем изучать, что у них есть хорошего, чтобы развивать направление в целом. И в этом бизнесе нам хотелось бы сохранить индивидуальность команд, чтобы они генерировали новые идеи. А мы помогаем им репутацией большого холдинга».

Сколько денег можно заработать в этом бизнесе

По данным «Эксперт РА», рынок аутсорсинга учетных функций по итогам 2013 г. составил около i7 млрд (или $219 млн). Но в «1С» считают эти цифры заниженными. По прогнозу Бориса Нуралиева, в 2015 г. совокупные объемы продаж нескольких тысяч мелких организаций, работающих на этом рынке, превысят i20 млрд. Исходя из этой цифры, по итогам текущего года доля «1С», с учетом трех новых компаний, составит 2,5% или около i500 млн.


В компании уверены, что от текущих показателей этот бизнес может вырасти многократно. Дополнительный аргумент — международный опыт. На услуги аутсорсинга учетных функций в США приходится 0,35 % от ВВП страны, а в России, если опираться на оценки «Эксперта РА», — менее 0,01%.

«Такое отставание предоставляет существенный потенциал роста. У нас есть шанс создать новую индустрию. В свое время на рынке автоматизации учета только в Москве работало 600 компаний. Но мы не отняли у них рынок, мы создали новый. То, что мы тогда начали продавать, стало гораздо более значимым бизнесом, чем продажи всех остальных игроков вместе взятых. И сегодня, хотя потребность в услуге аутсорсинга учетной функции многими пока не до конца осознанна, я думаю, что то же самое нам удастся сделать и на этом рынке», — говорит CNews Нуралиев.

По планам оборот трех новых компаний, вошедших в группу «1С», должен увеличиться в 2 раза в течение 2 лет. Но у директора «1С» есть и более оптимистичный сценарий: «У меня есть надежда, что в течение трех лет можно вырасти на порядок, то есть в десять раз. Я реально на это рассчитываю», — говорит Нуралиев.

Как работают аутсорсеры

На рост, но более сдержанный, настроены и руководители купленных компаний. В 2015 г. UCMS Group планирует увеличить продажи на 20%. В офисах фирмы в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле и Твери работают 165 сотрудников, которые обслуживают 160 клиентов. Из арендованного ЦОДа компания предоставляет доступ к своим решениям на базе систем Scala и во все большем объеме «1С». Помимо этого часть клиентов продолжают использовать решения SAP и Microsoft Navision. Средний чек по всем услугам UCMS Group около i100 тыс. в месяц.

Вторая купленная компания WiseAdvice исторически начинала в 2003 г. как франчайзи-партнер «1С», но позже превратилась в группу компаний и сегодня основную долю выручки получает от юридических услуг. Сделка с «1С» затронула только одно из направлений их деятельности, а все остальные продолжают развиваться независимо. Центральный офис СП «1С» и WiseAdvice находится в Москве, еще два расположены в Волжском и Кирове.

Общий штат компании — 90 человек. Производственная модель позволяет быстро масштабировать бизнес: открывать нужное число офисов в регионах, привлекать и обслуживать большое количество клиентов, говорят в компании. Подавляющее число клиентов подписаны на плавающие тарифные планы, когда платеж зависит от количества документов. Минимальный чек клиента — i20 тыс. в месяц, максимальный — i1,5 млн. На регулярном обслуживании по модели аутсорсинга в WiseAdvice находятся 150 клиентов.

Ядром корпоративной системы предприятия является собственная разработка на базе платформы «1С». Данные большинства клиентов пока хранятся в ЦОДе, арендуемом WiseAdvice, но компания находится в процессе их переноса в облако «1С», специально созданное для хостинга баз данных.

«Наверное, «1С» мы понравились потому, что изначально мы айтишники и обладаем синергией таких знаний как учет, налоги, процессы и документооборот. Игроков с таким сочетанием компетенций очень мало», — говорит CNews Иван Тягунов, один из двух основателей WiseAdvice. — Может быть рынок услуг в сфере учетных функций будет расти не очень быстро, но это будет процесс постоянный и длительный. Уровень консолидации отрасли невысокий и здесь проще достигнуть лидерства. Именно эту цель мы и ставим перед собой».