"1С" дышит в затылок "Майкрософт Рус"

Бизнес Интеграция Бизнес-приложения
мобильная версия
Рост бизнеса фирмы «1С» составил за год 40%. Оборот крупнейшего российского поставщика ПО близок к аналогичному показателю мирового софтверного гиганта – Microsoft – в России.

Фирма «1С» сообщила о результатах за год: объем продаж в 2005 г. увеличился на 40%. Абсолютные цифры в компании не называют, но, по оценке CNews, годовой оборот составил $131 млн. Напомним, что доходы крупнейшего мирового разработчика ПО — Microsoft — за 2005 финансовый год выросли в России на 48% и достигли показателя $150 млн.

В прошедшем году «1С» продала 14,2 млн. копий ПО (в 2004 г. — 13 млн), из них ПО делового назначения собственной разработки — 319 тыс. (в 2004 г. — 220 тыс.), игр и обучающих программ — 12,9 млн. (в 2004 г. — 12 млн). По коробочному ПО в 2005 г. больше всего было продано продуктов «1С: Дистрибуция», примерно в равных долях — «1С: Мультимедиа» и «1С: Предприятие 7.7», меньше — «1С: Предприятие 8.0». Объем продаж ПО марки «1С: Дистрибуция» в 2005 г. вырос на 131%. Темпы роста продаж игрового софта замедлились, делового — ускорились. Самым успешным месяцем по обороту стал декабрь.

Продажи мультимедийного ПО перешли от взрывного роста 80% в год к более плавному — 20%. Продажи игр и мультимедийных продуктов сторонних российских производителей увеличились на 15% (в 2004 г. — на 55%, в 2003 г. — на 84%), разработанных 1С: в 2005 г. — на 32% (в 2004 г. — на 68%). Практически не осталось игр мирового уровня, которые не издавались бы в России легально, повысилось качество игр российских разработчиков. В 2005 году «1С» стала крупнейшим издателем и дистрибьютором легальных компьютерных и видеоигр на территории Центральной и Восточной Европы. Всего по направлению «1С: Мультимедиа» фирма работает более чем с 1300 партнерами.

В продаже в истекшем году появилось более 60 новых образовательных продуктов от «1С», на данный момент ассортимент включает 108 наименований. Фирма выиграла тендеры на разработку новых образовательных комплексов для школы — на первом этапе разрабатываются более 50, ведутся работы по подготовке коробочной версии платформы.

За отчетный период объем продаж делового софта российских производителей вырос на 57% (в 2004 г. — на 65%). Рост продаж делового софта под маркой «1С: Дистрибуция» (24 издания) составил 131%. В общем объеме проданного «1С» российского софта делового ПО в 4 раза меньше, чем мультимедийных продуктов.

В 2005 г. зафиксирован рост продаж «1С: Предприятие» на уровне 56%, в том числе версии 8.8 — на 189%, 7.7. — на 37%. Из решений для автоматизации торговли с октября 2005 г. более половины впервые составили продажи «1С: Управление торговлей» (7.7 и 8.0). За декабрь 2005 г. продано 1785 комплектов «1С: Бухгалтерия», за ноябрь — 624, октябрь — 443. За истекший год реализовано более 1200 комплектов продукта «1С: Управление производственным предприятием» (УПП), клиенты планируют автоматизировать на его базе более 40 тыс. рабочих мест.

В настоящее время с «1С» работают 5300 дилеров, 1200 учебных центров, 1800 учебных заведений, 320 центров сертификации, 210 магазинов «1С: Мультимедиа», 3200 франчайзи, 70 участников проекта «1С:Консалтинг», 220 центров компетенции. Решения «1С» распространяются через сеть фирм-партнеров в 470 городах России и СНГ.

По мнению руководства «1С», в российской софтверной индустрии остается немало проблем. Одной из главных является пиратство на внутреннем рынке, несмотря на операции силовиков, консолидацию индустрии в отраслевые союзы и более тесное взаимодействие поставщиков ПО с правоохранительными органами. 46% уголовных дел по России за нарушения прав на софт связаны с продуктами «1С».

Еще одна проблема — нехватка квалифицированных кадров. «До сих пор в России нет ни одного вуза, где ИТ были бы главной специализацией. Кроме того, нет точных цифр, сколько ИТ-специалистов проходят обучение и сколько нужно стране. Я считаю, что вопрос с кадрами не очень решается», — говорит Борис Нуралиев, директор «1С».

Еще одна острейшая проблема — незащищенность внутреннего рынка от «американских гигантов», с одной стороны, и барьеры на несырьевой экспорт из России — с другой. «Теоретически, создание ОЭЗ должно улучшить ситуацию для экспорта ПО. Пока этого не произошло, подождем, — говорит Борис Нуралиев. — Несколько лучше стало в последнее время с таможенным оформлением, но не кардинально, многие проблемы остались».

Школа ИТ CNews проводит новые авторские курсы "Управление ИТ Брэндами"

«Возврат НДС остается проблемой, — добавляет Борис Нуралиев. — По закону НДС должны возвращать, на практике его не возвращают. В России сейчас рассматривается законопроект по специальному льготному налогообложению ИТ-предприятий. Однако в первую очередь он рассчитан на поддержку поставщиков услуг по заказному программированию, а поставщикам готовых программных продуктов применить его будет сложно». В соответствии с указанным проектом, льготы по налогам получат только компании с количеством программистов не менее 100. «Да, „1С“ сможет предоставить такие документы и получить льготы. Но ведь цивилизованное государство должно поддерживать в первую очередь малый бизнес. Google была мелкой компанией и выросла в гиганта, а в неблагоприятных условиях могла бы не пробиться», — заявляет руководитель «1С».

Отметим, что, по оценке министра информационных технологий и связи РФ Леонида Реймана, объем рынка информационных технологий в 2005 г. составил 310 млрд. рублей (1,5% ВВП), темп роста рынка ИТ — 20% (в 2004 г. — 27,5%), количество пользователей интернета — 22 млн. человек (каждый шестой житель России) общее количество персональных компьютеров — свыше 17 млн. штук. Для сравнения — по оценке IDC, в 2005 году российский ИТ-рынок вырос на 24%, и, по мнению Бориса Нуралиева, эта цифра более близка к истине.