Выручка московских интернет-магазинов превышает 122 млрд руб. в год

Интернет E-commerce
мобильная версия
, Текст: Михаил Иванов

Департамент информационных технологий города Москвы представил результаты собственного исследования столичного рынка онлайн-ритейла. В Москве работают 18,5 тыс. интернет-магазинов, в которых заняты 85 тыс. человек, подсчитали специалисты.

Совокупный объем выручки онлайн-торговцев за 2014 г. авторы исследования оценили в 122 млрд руб. «Отчисления интернет-ритейла в бюджет составляют уже 10,3% от всех налогов, которые платят столичные ИКТ-компании и этот рынок продолжает расти бурными темпами», - отмечает руководитель аналитического подразделения Департамента Алексей Чукарин.

Более 33% всех интернет-торговцев зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, 67% магазинов являются юридическими лицами. Сама жесткая конкуренция характерна для таких сегментов как «Товары для дома и дачи», «Компьютерная техника», «Бытовая техника» и «Электроника».

По размеру бизнеса исследователи разделили интернет-магазины на четыре группы. Микропредприятиями с выручкой до 60 млн в год и менее 15 сотрудников оказались 17,6 тыс. или 95,6% всех магазинов, в категорию «малые предприятия» с выручкой до 400 млн и менее 50 сотрудников попали 500 интернет-магазинов, еще 200 онлайн-ритейлеров исследователи отнесли к средним предприятиям – их выручка составляет до i1 млрд в год, а число сотрудников – меньше 250 человек, критериям крупного предприятия с выручкой более i1 млрд и более 250 сотрудников соответствуют 110 столичных онлайн-магазинов.

Среднестатистический московский интернет-магазин работает с 10:00 до 22:00, при этом 84% всех магазинов принимают и обрабатывают заказы по выходным, а порядка 10% онлайн-торговцев работают круглосуточно.

На звонок потенциального покупателя в московских интернет-магазинах отвечают в среднем за 17 секунд. 56% торговцев предлагают своим клиентам связаться с ними по бесплатному номеру 8 800, у 40% есть услуга обратного звонка.

20% столичных интернет-магазинов все еще не принимают электронные платежи. Там же, где оплата картой возможна, сделать это чаще всего можно только на сайте, услугу безналичного расчета при получении предоставляют лишь 2 из 10 онлайн-торговцев. Примерно в 10% магазинов оплата картой обходится дороже, чем наличными курьеру. При этом уже 30% магазинов предлагают покупку в кредит – оформить его можно непосредственно на сайте без обращения в банк. 89% московских магазинов готовы отправить свой товар в регионы.

90% всех магазинов предлагают клиентам услугу самовывоза – это особенность российского онлайн-ритейла, почти 60% торговцев доставляют товар бесплатно при покупке выше определенной суммы. Цена доставки колеблется в среднем от i50 до i350. Дороже всего покупателям обходится доставка крупногабаритных товаров – ее стоимость может достигать i5 тыс.

Московский онлайн-ритейл довольно активен в социальных сетях – аккаунты хотя бы в одной из них есть у 68% магазинов. Наиболее популярная среди торговцев социальная сеть – «Вконтакте», на втором месте – Facebook. Сервис Instagram особенно популярен среди магазинов одежды – 60% из них ведут аккаунт в этой сети. «Одноклассники» популярны среди детских магазинов – в ней представлены почти 45% из них. При этом детские магазины лидируют по объему трафика из соцсетей и со специализированных форумов.

В среднем посетитель московского интернет-магазина проводит на его сайте около четырех минут и за это время просматривает 4,4 страницы. Дольше всего посетители задерживаются на сайтах интернет-магазинов, торгующих одеждой и едой. 77% московских интернет-магазинов используют для своих сайтов хостинг в России, около 14% - в Германии.

Выводы аналитиков основаны на результатах кабинетного исследования интернет-магазинов, глубинных интервью, а также информации, полученной от таких сервисов как «СПАРК Интерфакс», Liveinternet, Alexa, «Яндекс.Маркет» и Price.ru.