В «Энергетической сбытовой компании Башкортостана» внедрена централизованная система учета

Интеграция Внедрения
мобильная версия
, Текст: Татьяна Короткова

Компания ICL Solutions (входит в группу компаний ICL) объявила о внедрении централизованной автоматизированной системы учета реализации электрической энергии в «Энергетической сбытовой компании Башкортостана» (ЭСКБ), входящей в состав «РусГидро». Как сообщили CNews в ICL, решение по автоматизации бизнес-процессов сбыта электроэнергии создано на базе платформы Microsoft Dynamics AX 2012.

«Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» включает 9 межрайонных отделений, 61 участок, которые созданы по принципу взаимодействия с сетевыми организациями. «До настоящего момента в сбытовых компаниях “РусГидро” не было единой информационной системы — так сложилось исторически, что каждая энергосбытовая компания решала этот вопрос индивидуально, — рассказал начальник департамента развития энергосбытовых технологий «ЭСК РусГидро» Александр Филатов. — Это создавало сложности в процессе работы. К тому же, используемые программы не в полной мере соответствовали ужесточившимся требованиям к информационным системам, обеспечивающим основные бизнес-процессы компании. Было решено оптимизировать автоматизированную систему расчетов и создать для всех гарантирующих поставщиков новое программное обеспечение, которое заменит множество локальных систем биллинга в структуре управляемых обществ ОАО “ЭСК РусГидро”».

«Программному обеспечению в энергетической отрасли предстоят значительные эволюционные изменения. Мы столкнулись с этим, внедряя CRM в центрах обслуживания клиентов энергетических компаний. Различный подход к организации данных порождает ряд технических проблем и просто недостаток данных о потребителе при интеграции с биллинговыми системами. В нашем случае ЭСКБ приняла стратегическое решение, ведь основное отличие новой системы состоит в архитектуре данных», — указал Марат Шарафетдинов, руководитель проекта со стороны ICL-КПО ВС.

Для того, чтобы процесс реализации клиентоориентированной стратегии проходил эффективно, руководством ЭСКБ было принято решение о внедрении новой комплексной системы биллинга.

Как отмечается, основными целями проекта по внедрению решения стали: повышение эффективности компании за счёт унификации и автоматизации бизнес-процессов сбытовой деятельности и упрощения процедур передачи данных между подразделениями; обеспечение прозрачности деятельности для руководства, инвесторов и для компании в целом; повышение качества и надежности энергоснабжения потребителей; повышение качества обслуживания потребителей.

Выбор решения проходил путем открытого тендера согласно политике компании. К партнерам предъявлялись следующие требования: наличие опыта реализации аналогичных проектов (или отдельных компонентов проекта) за последние три года; наличие в штате исполнителя сертифицированных специалистов по управлению проектами, системному инжинирингу, защите информации, продукту Microsoft Dynamics АХ. Оптимальное сочетание цены и качества оказываемых услуг, предложенных ICL-КПО ВС, а также глубина экспертизы и профессионализма специалистов команды повлияли на выбор руководства ЭСКБ в пользу данной компании.

Для решения всех поставленных руководством компании целей специалисты ICL создали информационную систему управления сбытом электроэнергии на основе единой интегрированной базы данных. Решение было интегрировано с 13 смежными системами: приема платежей от кредитных организаций; взаимодействия с сетевыми предприятиями; Mobil+ (работа с SMS-сообщениями); MoBill.CallCenter; ЛКК; «СД – Энергия»; рассылки счетов по электронной почте Emailsender; взаимодействия с Республиканским центром социальной поддержки населения; СНРГ; обмена данными по социальным нормам; «Архив счетов-извещений»; Администрации муниципальных образований; приема показаний абонентов через мобильные телефоны посредством USSD-запросов.

В рамках проекта специалисты компании ICL реализовали полную автоматизацию бизнес-процессов сбыта электроэнергии. Продукт включил в себя механизм соотнесения потребления электроэнергии, начисления и полученной оплаты с отслеживанием и учётом несоответствия между ними. В системе также предусмотрены механизмы создания автоматических оповещений о наступающих событиях, например, в соответствии с договорными обязательствами, сроками отчётности.

Минимизация времени принятия решений в производственных процессах ЭСКБ и повышение адекватности принимаемых решений обеспечиваются с помощью средств быстрого создания отчётов и выборок. Также запланировано внедрение аналитической подсистемы для возможности аналитической обработки данных.

Исключение вероятности совершения ошибок и влияния человеческого фактора на работу системы было обеспечено благодаря возможности определения и ограничения полномочий и прав каждого пользователя.

В результате проекта централизованная автоматизированная система учета реализации электрической энергии была разработана, протестирована и подготовлена к тиражированию в 70 участках сбытовой компании Башкортостана. Проект по внедрению специалисты компании ICL реализовали в минимальные сроки, несмотря на то, что заказчик выдвинул исполнителю высокие требования к будущему информационному продукту, подчеркнули в компании.

По отзыву заказчика, данное решение смогло помочь изменить концепцию деятельности ЭСКБ, сделав центровым звеном клиента. Новый программный комплекс позволяет использовать единую базу данных потребителей электроэнергии для всех гарантирующих поставщиков. На практике клиенты обслуживаются в любом удобном для них офисе своего региона, а не по адресу прописки, как это происходило ранее. Система автоматически контролирует уровень дебиторской задолженности потребителей, создает оповещения о долге за электроэнергию, а также обладает массой других возможностей.

«В пользу новой системы говорит и то, что она делает прозрачными все текущие процессы деятельности энергосбыта, а также содержит полноценную и многофункциональную единую базу потребителей», — добавил Александр Филатов.

В целом, по оценкам заказчика, внедрение системы обеспечило повышение оперативности и качества работы с абонентами, снижение трудозатрат и сокращение издержек на управление, а также усиление контроля над основной деятельностью компании. Сотрудники отделений ЭСКБ, которые сейчас осваивают ее специфику, отметили высокий уровень автоматизации всех процессов: графики, заявки и уведомления теперь не нужно заполнять вручную, как было прежде.

Таким образом, внедренная система создала необходимые условия для повышения доли интеллектуального производительного труда и снижения трудозатрат на рутинные операции при ведении компанией сбытовой деятельности.