"Русский продукт" внедрил BI-систему

Интеграция Бизнес-приложения
мобильная версия

В компании «Русский продукт» завершен проект по построению решения business intelligence (BI) на базе системы «Галактика ERP».

Проект выполнялся специалистами корпорации «Галактика» и компании «Русский продукт». Он осуществлялся в открытом формате (user-on-the-board), т.е. с передачей применяемых подходов, проектных решений и технологий реализации от исполнителя заказчику. Это позволит специалистам ИТ-департамента компании «Русский продукт» самостоятельно развивать построенное BI-решение.

В рамках BI-проекта были решены задачи повышения эффективности анализа продаж готовой продукции, обеспечения коллективной работы аналитиков и бизнес-пользователей в едином информационном пространстве, соблюдения безопасности коммерческих данных. Проект затронул департаменты маркетинга, продаж и финансов.

С помощью BI- и OLAP-технологий специалисты компании планировали построить аналитическую модель продаж готовой продукции, которая должна быть согласована с учетной моделью продаж, отраженной в системе «Галактика ERP»; получить систему базовых и динамически формируемых пользователями аналитических отчетов, которая обязана соответствовать текущим и перспективным потребностям управления бизнесом; обеспечить высокую скорость обработки анализируемых данных.

Источником данных для анализа стала информация из системы «Галактика ERP». Построенная в ней модель учета продаж подразумевает, что «Русский продукт» является территориально распределенной производственно-сбытовой структурой. До выполнения проекта BI в «Русском продукте» для анализа продаж готовой продукции применялись собственные разработки — типовые параметрические SQL-отчеты на базе данных «Галактики ERP» c веб-интерфейсом пользователя и интеграцией с Excel. Также имелся опыт использования аналитических технологий компании Cognos применительно к задачам производственного планирования.

На первом этапе реализации проекта специалисты «Галактики» спроектировали хранилище данных для BI-системы. При этом были учтены все документы, каталоги и справочники, которые используются «Русским продуктом» и отражаются в системе «Галактика ERP» при учете продаж. Среди них — накладные на отгрузку и возврат готовой продукции, приходные накладные на поставку сырья и возврат упаковочной тары, акты на оказание и получение услуг, связанных с коммерческо-сбытовой деятельностью, входящие и исходящие платежные документы, сальдо взаиморасчетов с покупателями, каталоги товаров, услуг, контрагентов, справочники единиц измерения продукции, текущих курсов валют и др.

Масштаб спроектированного хранилища данных определялся среднегодовыми информационными характеристиками объемов продаж «Русского продукта», а именно: номенклатура производимой и реализуемой продукции — более 300 наименований; численность покупателей готовой продукции — более 200 контрагентов; количество товарных позиций в отгрузочных накладных — более 500 тыс. записей; количество позиций во входящих платежных документах — порядка 30 тыс. записей. Поэтому для развертывания хранилища был выделен двухпроцессорный сервер HP на платформе AMD c дисковым массивом SCSI-RAID5.

Платформой для хранилища данных BI-системы стал MS SQL Server 2000, на котором в компании успешно эксплуатируется система «Галактика ERP». На его программных средствах была реализована технология загрузки и регулярного обновления данных в хранилище, которая позволяет администратору системы решать и задачи обеспечения качества хранимых данных.

Также в рамках первого этапа проекта на OLAP-сервере была сформирована аналитическая модель продаж готовой продукции, объектами которой стали такие понятия, как: «отгрузки», «возвраты», «платежи», «взаиморасчеты», «задолженности», «погашение», «цены», «скидки», «спрос», «ассортимент», «клиентура», др. Построены соответствующие кубы данных, обогащенные различными аналитическими показателями.

Задачами второго этапа проекта стали развертывание BI-сервера и построение на нем системы базовой OLAP-отчетности для анализа продаж. Для этого был задействован BI-инструментарий Panorama NovaView компании Panorama. BI-сервер является программным средством промежуточного слоя между клиентскими местами и хранилищем данных, играет важную роль в обеспечении безопасности данных, оптимизации нагрузки на OLAP-сервер и поддержке бизнес-логики при работе пользователей с аналитикой. В настоящее время BI-система в «Русском продукте» находится в опытно-промышленной эксплуатации. Информационное хранилище системы включает данные о бизнес-операциях компании, связанных с продажей продукции, за три последних года. Актуализация данных происходит ежедневно, при этом вся информация соответствует учету продаж, который ведется в системе «Галактика ERP».

К BI-системе в компании подключены десять пользователей планово-экономического отдела, отделов маркетинга, финансов, продаж, деятельность которых непосредственно связана с анализом и подготовкой управленческих решений в коммерческо-сбытовой деятельности. Доступ к бизнес-аналитике осуществляется через веб-интерфейс — так называемый «тонкий клиент», обеспечивающий интерактивную работу со сводными книгами отчетов, аналитическими таблицами и диаграммами Panorama.

Специалисты компании работают как с базовыми OLAP-отчетами, размещенными на BI-сервере, так и с отчетами, структуру которых они формируют самостоятельно. Многомерная модель данных BI-системы и функциональность Panorama позволяют им препарировать и агрегировать бизнес-статистику по номенклатуре товаров и услуг, контрагентам, валютам операционных документов, единицам измерения продукции, приходно-расходным операциям, времени их совершения. Аналитические расчеты обеспечивают параллельность определения значений показателей в нескольких типовых натуральных и денежных единицах измерения, одновременную поддержку нескольких классификационных иерархий номенклатуры товарной продукции в интересах различных департаментов, возможность применения «помесячной» и «понедельной» шкалы времени.

В систему внутрифирменной аналитической отчетности вошли интерактивные и автоматически обновляемые отчеты по продажам, формирующиеся на стыке задач маркетинга, логистики, финансового менеджмента. В результате пользователи получили возможность исследовать и контролировать интенсивность товарно-денежных потоков, поведение «лидеров» и «аутсайдеров» продаж среди товаров и контрагентов, состояние и динамику взаиморасчетов, состояние дебиторской задолженности, оборачиваемость товарных кредитов, структуру погашения задолженности, разброс реализационных цен, динамику их дисконтирования, закономерности функций спроса и его эластичность, позиционирование продукции в ассортиментном портфеле, тренды деловой активности покупателей и т.д.