Половина всех займов москвичей на покупку цифровой техники приходится на смартфоны

Телеком Техника Ритейл
мобильная версия
, Текст: Михаил Иванов

Чаще чем любую другую технику москвичи покупают в кредит телефоны и смартфоны. В июне 2015 г. на них приходилось более 55% всех займов на электронику, причем доля этой категории в «кредитном портфеле» горожан примерно одинакова независимо от уровня доходов. К таким выводам пришли аналитики Департамента информационных технологий города Москвы, изучив рынок потребительского кредитования в сфере ИКТ. В 2014 г. на заемные средства в Москве покупали каждый шестой смартфон, примерно 24% из них – это устройства класса «премиум».

Следующая по популярности категория товаров среди заемщиков - это телевизоры, на них приходится 16,65% всех покупок техники в кредит. Однако в этом случае предпочтения существенно отличаются в зависимости от благосостояния семьи. Для домохозяйств с низким доходом (менее i20 тыс. в месяц) телевизоры составляют четверть всех покупок в кредит, с доходом ниже среднего (до i50 тыс. в месяц) – одну пятую. Однако чем выше уровень дохода семьи, тем ниже ее потребность в этой категории товаров. Только 11,4% займов семей с высоким доходом (выше i250 тыс. в месяц) предназначены на покупку телевизора.

Неприоритетными для семей с низким и ниже среднего доходом оказались планшеты и компьютерная техника. Доля покупки этих категорий товаров на заемные средства прямо пропорциональна росту доходов – если в состоятельных семьях на ноутбуки, ультрабуки и ПК приходится около 17% покупок в кредит, а на планшеты – более 15%, то домохозяйства с низким доходом покупают в кредит компьютеры в полтора раза, а планшеты - в два раза реже. Причем в непростых экономических условиях семьи со скромными доходами быстрее всего отказываются именно от планшетных ПК – так, в декабре 2014 г. на фоне резкого подорожания, связанного со скачком курсов валют, доля планшетов в их «кредитном портфеле» сжалась до ничтожных 5,4%.

Уровень благосостояния оказывает существенное влияние и на пристрастие горожан к дорогим моделям и брендам. В июне 2015 г. только в 4% случаев семьи с низким доходом решались на покупку премиальных моделей техники в кредит, при этом их выбор ограничивался только премиум-смартфонами. При этом в кризисном декабре 2014 г. они резко сократили свои затраты на дорогую технику – вдвое по сравнению с октябрем 2014 г. Домохозяйства с базовым доходом (до i100 тыс. в месяц) летом 2015 г. тратили на дорогие модели 17% всех заемных средств на технику, немногим меньше чем в октябре 2014 г., а декабрьские события на их потребительском поведении почти не отразились. В обеспеченных семьях 37,6% всех покупок в кредит приходятся на товары категории «премиум», при этом они могут себе позволить выбрать дорогую модель в любой группе цифровых товаров. Любопытно, что несмотря на материальное благополучие, в 5,3% случаев семьи с высоким доходом покупают в кредит бюджетные товары.

Аналитики ДИТ также выяснили, какой объем необходимой им техники горожане с различным уровнем дохода могут позволить себе купить в кредит в текущих экономических условиях. «Наиболее чувствительны к изменениям цен на электронику и ставок по кредитам оказались домохозяйства с низким доходом. Если в октябре 2014 г. они могли закрыть 89% своих потребностей в цифровой технике за счет займов, то в июне 2015 г. – только 81%, а в декабре этот показатель и вовсе падал до 68%», - комментирует руководитель аналитического подразделения ДИТ Алексей Чукарин.

При этом домохозяйства со средним уровнем дохода и выше при отсутствии негативной кредитной истории могут себе позволить купить в кредит практически любую технику – для них индекс колеблется на уровне 99-100%. Покупательная способность семей с доходом ниже базового (от i20 до i50 тыс. в месяц) в декабре резко снизилась, но уже летом 2015 они снова могли себе позволить купить 99% необходимой техники за счет заемных средств.

По подсчетам аналитиков, несмотря на высокую доступность потребительских кредитов в Москве, общие затраты горожан на их обслуживание с октября 2014 г. выросли примерно на 20%, тогда как объем техники, который домохозяйства могут себе позволить купить на заемные средства, даже несколько сократился – примерно на 2%.

Исследование основано на оценке потребности домохозяйств с различным уровнем дохода в 11 наиболее распространенных категориях ИКТ-товаров, собственном регулярном мониторинге розничных цен на цифровую технику и анализе текущих кредитных предложений в крупнейших ритейл-сетях.