Разделы

Телеком Мобильная связь

Frost & Sullivan: Рынок мобильного интернета в России демонстрирует уверенный рост

Компания Frost & Sullivan представила обзор российского рынка мобильного интернета. По данным компании, объем потребляемого трафика мобильного интернета в России продолжит расти: до 2015 г. этот показатель будет ежегодно увеличиваться вдвое, что соответствует глобальным тенденциям.

Ожидается, что мобильный интернет трафик будет расти как в направлении увеличения объема скачиваемой информации на одного пользователя, так и в плане увеличения времени, проводимого пользователем в сети. Увеличение объема скачиваемой информации будет происходить также за счет притока новых абонентов, особенно из регионов России, где пока еще ощущается недостаток телекоммуникационных услуг. Следовательно мобильный интернет в ближайшие 3-4 года в России станет главным фактором роста доходов операторов.

Текущая ситуация и потенциал рынка, характеризующийся взрывным ростом потребляемого трафика и увеличением количества пользователей, диктуют операторам кардинально новые условия работы, предъявляя к ним повышенные требования. Ужесточившаяся конкуренция среди операторов и снижение потребительской стоимости мегабайта трафика, может свести на нет положительный эффект от увеличения количества абонентов и роста объема трафика, а также привести к стагнации доходов, считают в Frost & Sullivan.

В то же время расходы операторов на предоставление услуг мобильного интернета будут расти, из-за затрат на создание и обслуживание дополнительного оборудования, обладающего большей пропускной способностью. Из-за уменьшающейся разницы между ценой и себестоимостью услуги для конечного потребителя, операторы рискуют стать заложниками низкой прибыли. Зная об этой опасности, они стараются оптимизировать затраты и увеличить доходы.

Оптимизация доходов станет одним из главных вопросов для операторов. Зачастую операторы хотят развивать партнерские отношения с подрядчиками, включая их в процесс создания стоимости. Партнерство с производителями ПО и контент-провайдерами это один из путей оптимизации доходов, но важно также задуматься над тем, что смогут сделать операторы своими силами.

По мнению компании, ценообразование – один из ключевых инструментов управления доходами операторов. Операторы по всему миру считают многоуровневое ценообразование простым и эффективным методом получения дополнительного дохода и прибыли от услуг мобильного интернета, по сравнению с безлимитными тарифами типа «все включено». По сути дела многоуровневое ценообразование представляет из себя сегментацию пользователей по нескольким ключевым параметрами, а именно: стоимость, объем скачиваемого трафика и скорость соединения с интернетом. В соответствии с этими параметрами операторы предлагают пользователям варианты тарифных планов.

Часть тарифных планов в России и по всему миру «рекламируются» как безлимитные предложения, хотя в большинстве случаев существуют некоторые ограничения. Они могут быть в формах снижения скорости соединения с интернетом, например, при достижении пользователем лимита скачиваемого трафика за определенный период. А также встречаются ограничения на определенные виды трафика.

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

В то же время лимиты трафика достаточно высоки, что позволяет большинству пользователей оставаться в пределах фиксируемого объема. При этом данная мера позволяет операторам избежать перегруженности сети, вызванной самыми активными интернет-пользователями, потребляющими сверх большие объемы трафика. Следовательно такие «псевдо» безлимитные тарифы, представляют собой пример многоуровневого подхода к формированию цены и применение политики справедливого использования (Fair Usage Policy, FUP).

В то же время, некоторые операторы ищут возможности использования более продвинутых моделей ценообразования. Такие модели представляют из себя стремление операторов к «интеллектуальной» дифференциации пользователей и формировании стоимости услуг в интерактивном режиме, при использовании новых критериев сегментации таких как: потребительское поведение, географическое местоположение, время, дата и загруженность сети.

Деятельность ведущих российских операторов иллюстрирует некоторые из выше описанных тенденций. Оператор «Билайн» в ситуации загруженности сети отдает приоритет трафика менее интенсивным пользователям. Это пример дифференциации пользователей по поведенческому критерию. Примером дифференциации по типу трафика является компания «Скайлинк», установившая лимит скорости передачи данных в пиринговых сетях равный 32 Кбит/с. Пример компании «Скартел» (бредн Yota) использует модель увеличения скорости соединения с интернетом по требованию, предоставляя бесплатный минимум равный 64 Кбит/с с возможностью временного увеличения до 10 Мбит/с за дополнительную плату.

Как отмечают в Frost & Sullivan, в конечном итоге движение к многоуровневому ценообразованию представляет из себя эволюцию мышления операторов. Тенденция такова, что операторы со временем перейдут от многоуровневого ценообразования к более сложным моделям формирования цен и генерирования доходов, учитывающим множество вышеозначенных факторов. Тем не менее одно из преимуществ многоуровневого ценообразования в его простоте. Применение новых моделей будет своего рода вызовом для операторов: не смотря на комплексность подхода, интерактивность и персонализированность услуг, операторы должны сохранить конечное предложение простым и понятным пользователям.

Михаил Иванов