Наука Маркет

Ближайшая черная дыра рождает новые звезды

Десятки новых звезд рождаются на расстоянии менее светового года от крупнейшей черной дыры Млечного пути. Звезды обнаружили в четверг британские астрономы из университета Лестера (Leicester).

Это самая агрессивная среда нашей галактики. Такое неудачное место рождения можно сравнить разве что с роддомом, построенным на склоне извергающегося вулкана. Тем не менее, первооткрыватели считают, что возле черной дыры может существовать безопасная зона, в которой звезды появляются из больших участков пыли. От 50 до 100 массивных молодых звезд находятся достаточно близко к черной дыре, но не настолько, чтобы быть поглощенными, говорит Сергей Навакшин, один из астрономов университета. Световой год — это примерно 9,6 трлн. миль. Для сравнения — Земля находится от указанной черной дыры на расстоянии 26 тыс. световых лет.

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

Пыль не позволяет рассмотреть звезды, однако при помощи рентгеновского телескопа Chandra можно поймать рентгеновские лучи, которые они излучают. Огромные звезды, затерянные в космической мгле, примерно в 30–50 раз тяжелее Солнца, сообщил Навакшин. Чем больше звезда, на столько же порядков сильнее она излучает, то есть, до 50 порядков сильнее Солнца, примерно в 100 тысяч раз. За 5 млн. лет — мгновение для Вселенной — звезды потеряют 80% своей массы и взорвутся как сверхновые, преобразившись в небольшие черные дыры вокруг большой. В отличие от Солнца, они сгорят довольно быстро. «Эти звезды живут короткую жизнь из-за своей яркости, они расходуют всю свою энергию слишком быстро», — сказал астроном.

Результаты открытия будут опубликованы в готовящемся выпуске Monthly Notices of the Royal Astronomical Society («Ежемесячных заметок Королевского астрономического общества»). Они противоречат выводам теоретиков о том, что массивные звезды формируются в других местах галактики и движутся в сторону черных дыр, сообщил Reuters.