Zvooq подала в суд на «Яндекс» из-за недобросовестной конкуренции

Бизнес Законодательство Интернет Веб-сервисы
мобильная версия
, Текст: Татьяна Короткова

Компания Zvooq LTD, владелец одноименного музыкального стримингового сервиса, объявила об инициации судебного разбирательства в отношении Yandex LLC (ООО «Яндекс»). Как рассказали CNews в Zvooq, в качестве компенсации понесенных убытков компания требует выплатить ей сумму в размере $29 млн за нарушение условий соглашения Non-Disclosure Agreement (NDA), подписанного сторонами в феврале 2016 г. — в рамках процедуры обмена информацией между Zvooq и «Яндексом». По мнению акционеров Zvooq, «Яндекс» нанесла серьезный материальный ущерб компании и позволила себе неправомерные действия в целях нечестной конкуренции.

По условиям указанного соглашения, компания «Яндекс» обязалась в течение определенного срока не взаимодействовать с сотрудниками Zvooq, не побуждать их к увольнению, а также не нанимать никого из работников музыкального сервиса на работу. Соответствующий пункт был включен в NDA по требованию акционеров Zvooq. Однако уже весной 2016 г. Варвара Семенихина, директор департамента маркетинга и коммуникаций Zvooq, получила предложение от «Яндекса» и вскоре заняла там аналогичную должность — руководитель направления маркетинга «Яндекс.Музыка», то есть прямого конкурента истца. А в начале лета 2016 г. «Яндекс» также наняла руководителем проектов «Поиска» Константина Рябинина, который был техническим директором Zvooq.

По словам представителей компании, Константин Рябинин и, в особенности, Варвара Семенихина являлись ключевыми сотрудниками Zvooq. Семенихина присоединилась к команде Zvooq в июле 2014 г. и владела всей наиболее важной и ключевой информацией, в том числе была в курсе новых ещё нереализованных идей, методологии продвижения сервиса в различных каналах, механик конвертации пользователей в платных подписчиков, знала обо всех договоренностях с партнерами и клиентами, в том числе с мобильными операторами. Этот набор сведений является ключевым для бизнеса любого музыкального стримингового сервиса и основополагающим для роста и получения выручки, подчеркнули в Zvooq.

«Мы инициировали судебный процесс, так как считаем, что нецивилизованные методы ведения бизнеса бьют по всему рынку. Устойчивый рост и развитие могут строиться исключительно по правилам, которые все игроки обязаны соблюдать. Только так компании с лучшими бизнес-моделями и наиболее прорывными идеями могут выйти в лидеры. Если попустительствовать несоблюдению правовых норм и нарушению подписанных соглашений, то на плаву останутся лишь компании с самым сильным административным ресурсом, низкими моральными качествами и посредственными продуктами, — заявил Виктор Фрумкин, соучредитель, директор по корпоративному развитию и CFO Zvooq. — Кроме того, что действия “Яндекс” недопустимы с правовой точки зрения, данную ситуацию нельзя оставлять без внимания еще и потому, что это демонстрирует всему миру, что Россия — страна с незрелой бизнес-культурой и высокими рисками для инвесторов».

По утверждению Виктора Фрумкина, Zvooq — не единственная компания, пострадавшая от подобного поведения «Яндекса», и, таким образом, компания намерена предотвратить «разрушительные для всей отрасли последствия нечистоплотных действий».