Россия: объем рынка облачного провайдинга достиг 27,6 млрд руб.

Бизнес Финансовые результаты Облачные технологии
мобильная версия
, Текст: Татьяна Короткова

Аналитики iKS-Consulting провели исследование рынка облачных услуг: «Облачный провайдинг 2015-2020: экономика, стратегии, бизнес- модели». Как сообщили CNews в iKS-Consulting, объем российского рынка в 2015 г. составил p27,6 млрд, показав рост на 39,6% к показателю предыдущего года.

Текущее состояние и потенциал рынка в России (2015-2020 гг.)

По оценкам компании, рынок облачных услуг находится на этапе раннего развития. Пока отсутствует устоявшаяся структура спроса и предложения, не до конца преодолен порог осторожности по отношению к сервисам данного класса со стороны потенциальных клиентов.

Однако в отдельных сегментах уже можно отметить высокий уровень проникновения облачных услуг, наблюдается высокая активность компаний, особенно в сегменте СМБ, которые предпочитают максимально сэкономить свой бюджет, избегая затрат на обслуживание ИТ-инфраструктуры собственными или аутсорсинговыми специалистами и крупных инвестиций на приобретение нужных им для работы серверов и лицензионных бизнес-приложений.

Рынок IaaS

По данным iKS-Consulting, объем российского рынка IaaS (Infrastructure as a Service) в 2015 г. составил p4,4 млрд, что на 52% больше показателя 2014 г.

Как отметили в компании, несмотря на кризис и общее падение рынка ИТ, IaaS показывает стремительный рост. Однако в среднесрочной перспективе темпы роста рынка будут постепенно снижаться в связи с медленным смещением спроса крупных и средних клиентов от услуг IaaS к сервисам SaaS. Малые компании и ИП чаще всего сразу приобретают услуги в сегменте SaaS.

Крупнейшими игроками рынка IaaS в России по итогам 2015 г. являются компании «Ай-Теко», «Крок», Dataline, Softline и «ИТ-Град», на долю которых приходится более 55% всей выручки от услуг IaaS в публичных и гибридных «облаках». Компании, вошедшие в тройку лидеров по выручке от услуг IaaS, располагают собственными дата-центрами и на их базе разворачивают виртуальные площадки.

«Ай-Теко» и «Крок» являются, в первую очередь, интеграторами и оказывают облачные услуги в рамках специализированных комплексных проектов. Dataline — это крупный коммерческий ЦОД, а компании «ИТ-Град» и Softline — независимые облачные провайдеры, использующие физическую инфраструктуру партнерских дата-центров.

«Наиболее успешны на рынке IaaS те компании, которые не только предоставляют клиенту определенный пул ресурсов, но и оказывают консультационные услуги, помогают перестроить и оптимизировать определенные бизнес-процессы с учетом использования облачных технологий, проводят мастер-классы и т.д., то есть предлагают заказчику решение проблемы “под ключ”», — отметили в iKS-Consulting.

Рынок SaaS

Как известно, Software as a Service (SaaS) — это услуги предоставления доступа к программному обеспечению через интернет на условиях аренды. Отличие от классической схемы лицензирования ПО состоит в отсутствии необходимости приобретать ПО и аппаратную платформу для его развертывания, а затем поддерживать его работоспособность. Это, в свою очередь, определяет ценообразование: в модели SaaS за пользование ПО взимается ежемесячная абонентская плата, в которую включено пользование лицензией на ПО, поддержка его работоспособности, обновления, поддержка инфраструктуры, на которой работает приложение.

По оценкам iKS-Consulting, В 2015 г. объем российского рынка сегмента SaaS достиг p22,2 млрд.

54% рынка составляет сегмент программного обеспечения для ведения бухгалтерского учета и подготовки и сдачи отчетности в налоговые органы. Вторым по объему является сегмент виртуальной телефонии, который занимает 16,4% рынка SaaS. Третьим сегментом рынка SaaS является рынок офисных программ и графических редакторов, на долю которого приходится 12,5%. Четвертый крупный сегмент — ERP- и SCM-системы и отдельные элементы этих систем (6,2%). Прочие услуги занимают 10,9% всей выручки.

«Структура рынка SaaS постепенно изменяется за счет разных темпов развития его отдельных сегментов. Высокая востребованность у клиентов и активное продвижение облачных программ ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности в налоговые органы позволяют этому сегменту занимать почти половину рынка, — отметили в компании. — Огромным спросом также пользуются системы виртуальной телефонии, которые являются прямыми конкурентами офисных АТС и постепенно их замещают. Набирают обороты также сегменты офисных программ и систем ERP и CSM».