Рынок CPM-систем в России: число новых проектов снизилось, востребованность отечественных решений растет

Бизнес Интеграция Бизнес-приложения
мобильная версия
, Текст: Татьяна Короткова

Отечественный рынок информационных систем класса Corporate Performance Management (CPM) переживает не лучшие времена. По итогам 2015 г. отмечается отрицательная динамика как в денежном выражении, так и в количественном, при этом заказчики становятся более требовательными к исполнителю, сообщили CNews в аналитическом центре TAdviser. Особенно чувствительный удар получили иностранные вендоры CPM, доля которых за последний год снизилась, отметили опрошенные центром эксперты. Между тем, в банковском сегменте, который последние три года остается отраслевым лидером потребления СРМ-систем, в 2015 г. спрос впервые опустился ниже уровня кризисных 2008-2009 гг.

По мнению ряда экспертов, 2015 г. стал годом борьбы за эффективность проектов внедрения CPM-систем. В частности, заказчики, которые запустили проекты внедрения таких систем в 2015 г., стали ещё более требовательны к исполнителям. Директор направления CPM компании AT Consulting Юлия Захарова отметила, что в начале 2015 г. был серьезный спад по всем направлениям, включая CPM. Начиная же с середины года ситуация выровнялась, но в целом рынок существенно ниже 2014 г.

В целом же, по мнению специалистов, отечественный рынок CPM близок к насыщению.

«Есть ощущение насыщенности рынка CPM-решениями в их классическом варианте на крупных предприятиях. Внедрений с нуля, по моим оценкам, в крупном корпоративном сегменте сейчас нет и в ближайшее время не будет. Но когда меняются условия ведения бизнеса и появляются новые задачи по развитию компании, приходится регулярно “доавтоматизировать” планирование и управленческий учет, внедрять новую функциональность, перенастраивать CPM-систему, развивать ее. Рынок движется в сторону среднего и малого бизнеса», — полагает Юлия Захарова.

С целью узнать, какие тенденции наиболее заметны и перспективны для отечественного рынка CPM-систем, TAdviser опросил ряд российских компаний. В числе главных трендов участники рынка называли гибкость решений, поддержку облачных технологий и мобильность, интеграцию CPM со смежными бизнес-процессами, расширение функционала систем и состава потребителей, доступность эксплуатации, использование открытого софта и т.д.

В группе компании «Инталев» полагают, что предназначенные для контроля, полноты и достоверности информации традиционные финансовые приложения трансформируются в решения, направленные на управление макроцелями компаний. По мнению Елены Поляковой, генерального директора «Инталев», функционал CPM-систем будет неминуемо расширяться, включив разработку методологии и автоматизацию всех этапов целевого управления: цели-мероприятия-персонал-бюджеты. Также немаловажной областью развития рынка, по её словам, станет создание возможности полноценной работы с данными на мобильных устройствах и поддержка облачных технологий.

Юлия Захарова из AT Consulting указала на тенденцию к импортозамещению. «Российские CPM-продукты в минувшие два-три года развиваются достаточно бурно, так что многие заказчики предпочитает работать именно с отечественными разработками. Характерно, что наше ПО получает распространение и в СМБ, и в крупном корпоративном сегменте. Причина не только в государственной политике импортозамещения, но и в том, что ряд российских разработок уже достаточно зрелые и обладают всем набором необходимой функциональности. Именно это является ключевым фактором того, что уже сейчас на их базе решаются сложные и объемные задачи в различных секторах экономики. Кроме того, российские разработки доступнее по стоимости аналогичных по классу западных продуктов, что немаловажно. Специалистов для поддержки и развития отечественной CPM-системы найти проще, что также уменьшает стоимость владения системой», — отметила она.

В финансовом секторе эксперты выделяют 4 доминирующих направления развития СРМ: расширение состава потребителей CPM-систем, самообслуживание в аналитике, простота и доступность эксплуатации, а также компонентный подход и использование открытого софта.

В сложных экономических условиях ИТ-бюджеты многих компаний сокращаются, однако прежние задачи остаются, поэтому заказчики теперь часто требуют лучшего за меньшие деньги (это касается не только фазы внедрения, но и всего жизненного цикла системы) и фокусируются на приоритетах, одним из которых является повышение эффективности, подчеркнули в TAdviser. Конкуренция среди интеграторов и платформ заставляет искать и находить возможности удовлетворить такие запросы.

По мнению Елены Поляковой, сейчас в первую очередь заказчиков интересуют методики и системы, функционал которых позволяет повысить внутреннюю (операционную) эффективность и при снижении объёмов продаж удерживать норму рентабельности.

Юлия Захарова считает, что потребности заказчика изменились в части осознания важности методологии, в желании получения быстрых результатов и в требованиях к расширенному функционалу.

По мнению некоторых экспертов, фокус внимания потребителей СРМ вынужденно смещается с операционного уровня управления на тактический, от ситуативного анализа и соответствия нормам регулятора к планированию и измерению маржинальности бизнеса, поиску резервов прибыльности, укреплению финансовых «тылов».

Российский рынок CPM характеризуется высокой конкуренцией, которая стимулирует рост качества продуктов и услуг, с одной стороны, и приводит к снижению их стоимости, с другой. В таких условиях, по словам экспертов рынка, выживает сильнейший, чей бизнес организован более эффективно, издержки ниже, а продуктовые инновации уникальны и позволяют результативно бороться и побеждать. Другими словами, ситуация стимулирует качественное развитие предложения на рынке СРМ, что является безусловным плюсом, уверены в TAdviser.

Основным драйвером рынка CPM эксперты называют новые экономические условия, в которых оказалась российская экономика. В этот период нужно внимательнее считать деньги, делать это чаще и точнее, полагают участники рынка.

В банковском сегменте рынка CPM в условиях турбулентной экономики основным драйвером развития остаётся борьба за клиента и источники прибыльности.

Что касается барьеров, то здесь участники рынка отмечают такие факторы, как неопределенность в экономической политике, возможности отечественных CPM-систем, а также сокращение ИТ-бюджетов.

Кроме того, иногда компании недооценивают важность контроля эффективности деятельности на базе современных программных продуктов с широкими возможностями. Поэтому CPM-системы зачастую не относят к разряду критически важных для бизнеса ИТ-решений, пояснили в TAdviser.

«Компании порой сконцентрированы на автоматизации текущей деятельности и не заглядывают в завтрашний день. Считается, что финансистам достаточно возможностей Excel. Но ведь на самом деле организация может автоматизировать свои бизнес-процессы сколько угодно, но если при этом у руководства нет детального понимания, насколько эффективно работает компания, на отдельных направлениях бизнеса высока вероятность ошибочных инвестиций», — заметила Юлия Захарова из AT Consulting.

По данным аналитического центра, исторически наиболее активны в освоении CPM-технологий были финансовый сектор и, более конкретно, российские банки. Однако со временем технологии управления эффективностью стали пользоваться высоким спросом также в торговле и госсекторе, растёт внимание к CPM и в других отраслях.

В рамках обзора отечественного рынка систем управления эффективностью предприятия TAdviser представил результаты исследования, посвященного сравнению функциональных возможностей ключевых систем CPM, доступных в России. Итогом исследования стало составление сравнительных таблиц, которые позволяют оценить сильные и слабые стороны программных продуктов по части реализации тех или иных инструментов (подробнее).