Российским «облакам» не хватает западных стандартов

Интеграция Облачные технологии
мобильная версия
, Текст: Павел Лебедев

Продажи «облаков» растут высокими темпами, и эксперты уверены, что скоро они превратятся в стандарт потребления ИТ. Но заказчики и провайдеры по-прежнему находятся по разные стороны прилавка и плохо слышат друг друга. Это выяснилось на конференции «Облачные сервисы: бурный рост благодаря кризису», которую провели CNews Conferences и CNews Analytics 8 сентября 2016 г.

Облака превратились в массовую платформу для развертывания ИТ

В исследовании Gartner публичное облако переместилось из разряда визионерских идей в технологии стратегического значения, которые способна оптимизировать существующую инфраструктуру и бизнес-процессы. По данным аналитиков, в 2016 г. мировой рынок облачных технологий вырастет на 16,5% с $175 млрд до $203,9 млрд. При этом новые прорывные технологии, которые будут менять рынок в будущем (большие данные, интернет вещей, блокчейн), по умолчанию подразумевают использование облаков. «Облака – это уже не будущее, а настоящее», – отметил эксперт, RCCPA (Russian Cloud Computing Professional Association) Николай Носов.

Переход рынка в зрелую фазу влияет на то, как потребители сервисов оценивают свои выгоды от использования облаков. Опрос, проведенный RightScale, свидетельствует, что число тех, кто выбирает облака ради снижения издержек, снижается, а на первое место выходят такие преимущества, как более высокая доступность инфраструктуры, гибкая масштабируемость и высокая скорость вывода новых продуктов на рынок. «При создании нового продукта очень легко ошибиться с прогнозом потребления. В случае если ошибка была в большую сторону, инвестиции оказываются «закопаны» на длительный срок, при ошибке в меньшую сторону не удается полностью удовлетворить спрос. Облака же позволяют стартовать с минимального порога и наращивать на лету мощности по мере необходимости», – поделился опытом CIO Touch Bank Михаил Алексин.

Безопасность «облаков» – все еще актуально?

Глобальные исследования показывают, что провайдерам удалось развенчать миф насчет низкой безопасности облачных сервисов. Согласно опросу SpiceWorks, эта причина теперь занимает лишь четвертое место в списке препятствий при внедрении публичных сервисов. Как оказалась, в России ситуация не столь однозначна. «На российском рынке отношение к облакам до сих пор определяется вопросами безопасности», – посетовал директор по маркетингу облачного провайдера «Тионикс» Александр Параманов.

В то же время представители заказчиков, участвовавшие в дискуссии, отметили в качестве главной проблемы недостаточный уровень сервиса провайдеров. Михаил Алексин отметил, что при миграции в облако препятствием было отсутствие совместимости продуктов, а также незрелость технологий NFV/SDN, в результате чего пришлось отказаться от виртуализированной сетевой инфраструктуры. «Российские облачные провайдеры еще не достигли уровня зрелости, который есть у ведущих глобальных игроков, таких как Amazon или SalesForce», – резюмировал эксперт.

Руководитель направления ИТ-инфраструктуры и связи НЛМК Владимир Калмыков сообщил, что на данный момент российским провайдерам не хватает комплексных сервисных услуг, совмещающих в себе предоставление облачных услуг и аутсорсинг приложений: Нам зачастую не хватает специалистов по определенным специальностям, в частности совмещающих знания информационных систем и бизнес-направлений. Мы научились переучивать сотрудников не ИТ специальностей, для работы по поддержке информационных систем и их развитию, но это сложный и трудный процесс. С аналогичными проблемами постоянно сталкиваются многие компании в России. В идеале хотелось бы, чтобы функции по сопровождению информационных систем в полном объеме могли брать на себя специализированные компании, в том числе провайдеры облачных сервисов, которые предлагают переводить на свои мощности и в «облака» сложные информационные системы. По его словам, в России сейчас очень мало компаний, которые смогли бы полностью взять на себя поддержку сложных информационных систем для крупного бизнеса, поэтому заказчики зачастую вынуждены обращаться к западным партнерам.

Кастомизированный подход: плохо или хорошо?

Еще одним недостатком, по мнению заказчиков, является невозможность оплатить и сразу начать использовать облачные сервис (use-on-the-go, как, например, в Amazon). В России сложилась модель продаж, когда необходимо заранее оставить заявку на сайте, после чего с заказчиком связывается представитель провайдера и обсуждает детали. Причина заключается в том, что отечественные операторы ориентируются на крупный бизнес, которому нужны большие объемы ресурсов и кастомизированный подход.

Однако в этом же заключается и плюс облачного рынка России: «В стране есть возможность настроить сервис под себя, в то время как на Западе рынок движется в сторону стандартизации услуг: «либо ешь как есть, либо не ешь совсем» – рассказал директор по развитию облачных сервисов LanCloud Сергей Ерин.