70% европейских компаний ожидают роста своего оборота в России в 2016 г.

Финансовые результаты Инвестиции и M&A
мобильная версия
, Текст: Татьяна Короткова

На волне новостей о замедлении темпов снижения российской экономики европейские компании, ведущие бизнес в России, стали позитивнее оценивать свои перспективы на рынке. Об этом CNews сообщили в компании GfK Rus («ГфК-Русь»).

Так, согласно результатам исследования «Стратегии и перспективы европейских компаний в России», проведенного «Ассоциацией европейского бизнеса» (AEБ) совместно с GfK Rus, комплексный индекс «AEБ-ГфК», отражающий настроения и ожидания европейских предпринимателей относительно бизнеса в России, вырос на 14 пунктов по сравнению с 2015 г., составив 120 баллов из 200 возможных. В 2015 г. данный показатель составлял 106 пунктов, в 2014 г. — 115.

2015 г. был непростым для европейских компаний в России. Только 43% представителей компаний отмечают, что их оборот в 2015 г. вырос. В 2014 г. рост оборота отмечали 55% представителей компаний.

В то же время, несмотря на то, что для большинства макроэкономических показателей России по-прежнему прогнозируется негативная динамика, темпы ее снижаются, и, согласно результатам исследования AEБ, европейский бизнес в целом получил ожидаемые результаты в первом квартале 2016 г.

В 2016 г. значительно уменьшилась доля тех, кто планирует снижение инвестиций в текущем году. Участники исследования (35%) АЕБ ожидают увеличения инвестиций в России в ближайшие 2-3 года. На фоне улучшенных краткосрочных и среднесрочных ожиданий представители компаний стали проявлять больше оптимизма относительно ожидаемых оборота и прибыли компаний на 2016 г.: 70% компаний ожидают роста оборота на 2016 г., при этом этот показатель заметно повысился по сравнению с 2015 г. (55%) и вернулся на уровень «досанкционного» первого квартала 2014 г. (72%). В 2016 г. 52% компаний ожидают рост прибыли в течение следующих трех лет. (в 2014 г. ожидали 52%, в 2015 г. — 40%), рассказали в GfK Rus.


АЕБ-ГфК индекс, 2016 г.

Что мешает росту инвестиций в России?

Несмотря на то, что результаты исследования АЕБ зафиксировали осторожный оптимизм европейских компаний, работающих в России, по мнению респондентов, экономическая ситуация в стране остается сложной. Основными факторами, негативно влияющими на экономику РФ, являются цены на нефть — так считают 87% опрошенных, санкции в отношении России (87%), а также российские санкции в отношении ЕС, США и Турции (67%), девальвация рубля (60%).

Состояние бизнес-среды и деловой культуры в России по-прежнему оценивается европейскими компаниями весьма скромно. Взаимодействие с законодательными, таможенными и налоговыми органами оценивается скорее негативно (55% из числа опрошенных). При этом большинство членов АЕБ не ожидают улучшения ситуации с бюрократией, коррупцией и налогами/сборами (67%, 64% и 56% компаний соответственно не ожидают никакого улучшения в течение следующих двух лет).

Европейские бизнесмены, опрошенные АЕБ и GfK Rus, ожидают роста экономики России в среднесрочной (3-5 лет) и долгосрочной перспективе (6-10 лет). Компании по-прежнему считают Россию привлекательным рынком, отмечая его высокий потенциал и большой объем, а также его положительное развитие (93%, 91% и 86% компаний соответственно).

Отдельно стоит отметить мнение компаний о влиянии на бизнес вступления России в ВТО. Если до вступления в ВТО в 2012 г. большинство компаний позитивно оценивали прогнозируемый эффект для экономики России (75% респондентов считали, что после вступления в ВТО экономика России в целом выиграет, при этом 59% компаний предполагали, что вступление России в ВТО положительно повлияет непосредственно на деятельность их собственных компаний), то после вступления России большинство компаний-членов АЕБ все чаще отмечают, что не почувствовали изменений для своих компаний от вступления России в ВТО.

«Интерес европейских компаний к российскому рынку не спадает. По сравнению с прошлым годом бизнесмены стали проявлять больше оптимизма относительно ожидаемого оборота и прибыли компаний», — рассказал Франк Шауфф, генеральный директор «Ассоциации европейского бизнеса».

«Иностранный бизнес вновь увидел перспективы своего развития в России. Приняв новую экономическую реальность, европейские компании начали планировать увеличение своей деловой активности» — отметил со своей стороны Александр Демидов, генеральный директор GfK Rus.

Об исследовании

В 2016 г. исследование «Стратегии и перспективы европейских компаний в России» проводилось в апреле 2016 г. методом онлайн- и личных интервью с топ-менеджерами компаний-членов АЕБ, работающих в России. В общей сложности в исследовании приняли участие представители 89 компаний. Целью исследования было определить уровень комфорта предпринимательской деятельности в России для компаний-членов АЕБ и оценить их восприятие инвестиционного климата.