Команда Университета ИТМО стала серебряным призером студенческого чемпионата по программированию

Бизнес Кадры Интеграция
мобильная версия

Команда Университета ИТМО стала серебряным призером студенческого чемпионата по спортивному программированию «Ассоциации вычислительной техники» АСМ ICPC. Заключительный этап соревнования завершился сегодня на Пхукете (Таиланд), сообщили CNews в Университете ИТМО.

В 2016 г. за право выйти в финал чемпионата боролось 40 266 студентов из 2 736 университетов 102 стран. В главном поединке ACM ICPC состязались 128 команд, из них Россию представляли 12: три из Санкт-Петербурга, четыре из Москвы и по одной из Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Саратова, Архангельска и Иннополиса (республика Татарстан). В сборную Университета ИТМО вошли студенты факультета информационных технологий и программирования Антон Ковшаров, Владимир Смыкалов и бронзовый призер чемпионата 2014 г. Адам Бардашевич.

Медалями чемпионата награждаются 12 лучших команд, участвовавших в финале. В 2016 г. сразу 5 российских университетов вошли в число лучших. Золотые награды получили команды СПбГУ, Шанхайского университета, Гарварда и МФТИ. Серебряными призерами стали Варшавского университета, MIT, Университет ИТМО и УРФУ. «Бронзу» взяли Вроцлавский университет, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Львовский национальный университет и Фуданьский университет. Также призеры получили приглашения на стажировки в исследовательских офисах корпорации IBM (спонсора соревнования) и в других международных ИТ-компаниях. Полная таблица результатов представлена на сайте чемпионата (icpc.baylor.edu/scoreboard).

«В этом году у нас потрясающие результаты, — отметила Лидия Перовская, тьютор кафедры компьютерных технологий Университета ИТМО. — В числе лидеров очень много представителей нашего Северо-Восточного Европейского региона, только российских команд среди медалистов пятеро. Это очень приятная тенденция».

В упомянутом составе команда Университета ИТМО готовилась к финалу чемпионата с октября прошлого года, участвуя в региональных отборочных этапах и решая задачи олимпиад прошлых лет. Участникам предлагалось решить 11 задач за 5 часов. Задания чемпионата состоят из легенды (описания некой выдуманной ситуации), примеров тестов и формальных ограничений. Чтобы найти решение, команде требуется «перевести» задачу на язык математики; затем участники разрабатывают алгоритм решения и пишут код. В среднем на тренировки у ребят уходило около пятнадцати часов в неделю.

За подготовку сборной Университета ИТМО отвечал доцент кафедры компьютерных технологий, кандидат технических наук Андрей Станкевич. В этом году он стал одним из двух тренеров, которым вручили награду ACM ICPC Senior Coach Award за то, что их подопечные в течение 15 лет выходят в финал конкурса.

Тысячи людей со всего мира следили за ходом финала ACM ICPC в режиме реального времени по онлайн-трансляции, за организацию которой в этом году также отвечал Университет ИТМО.

Рабочая группа Университета ИТМО привнесла в трансляцию ряд технических новшеств: вместо стандартных технологий видеопроизводства, которые использовались ранее, были предложены интересные и современные решения — стриминг на Youtube и Twitch (видеоплатформе для геймеров), использование мощных компьютеров и программ VLC/ffmpeg для обработки и монтажа видео.

Зрители могли видеть как планы зала, где проходило соревнование, так и картинку с веб-камер на компьютере каждой команды, скринкаст, показывавший, что происходит на экранах компьютеров, ход тестирования «посылок» от участников (посылкой называется решение задачи, отправленное на проверку) и вердикт жюри. Видео с площадки и интервью в прямом эфире, а также запись разборов заданий обеспечивала группа из десяти видеооператоров. При этом команда Университета ИТМО отказалась от проводной SDI-техники, которая обычно используется для вещания с мероприятий, в пользу портативной, что сделало трансляцию более дешевой и мобильной: операторы свободно перемещались с камерой по площадке, мгновенно оказываясь там, где происходит самое интересное, и передавали картинку по Wi-Fi, рассказали в Университете ИТМО.

Важное новшество онлайн-трансляции 2016 г. касалось того, видео какой из команд будет показано на «втором экране» в определенный момент времени — на это влияла система автоматического сбора голосов. Система отслеживала хэштеги с названиями команд в Twitter и добавляла команды, набравшие достаточное количество твитов, в очередь на трансляцию, отметили в вузе.

За ходом соревнования наблюдали 15 аналитиков — они в режиме реального времени отслеживали, над какими заданиями работают команды-лидеры, какие языки программирования используют, давали оценку происходящего и публиковали интересные новости. Также ход соревнования освещали комментаторы, для которых были организованы две студии — англоязычная и русскоязычная.