Команда Университета ИТМО стала серебряным призером студенческого чемпионата по программированию

Бизнес Кадры Интеграция
мобильная версия
, Текст: Татьяна Короткова

Команда Университета ИТМО стала серебряным призером студенческого чемпионата по спортивному программированию «Ассоциации вычислительной техники» АСМ ICPC. Заключительный этап соревнования завершился сегодня на Пхукете (Таиланд), сообщили CNews в Университете ИТМО.

В 2016 г. за право выйти в финал чемпионата боролось 40 266 студентов из 2 736 университетов 102 стран. В главном поединке ACM ICPC состязались 128 команд, из них Россию представляли 12: три из Санкт-Петербурга, четыре из Москвы и по одной из Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Саратова, Архангельска и Иннополиса (республика Татарстан). В сборную Университета ИТМО вошли студенты факультета информационных технологий и программирования Антон Ковшаров, Владимир Смыкалов и бронзовый призер чемпионата 2014 г. Адам Бардашевич.

Медалями чемпионата награждаются 12 лучших команд, участвовавших в финале. В 2016 г. сразу 5 российских университетов вошли в число лучших. Золотые награды получили команды СПбГУ, Шанхайского университета, Гарварда и МФТИ. Серебряными призерами стали Варшавского университета, MIT, Университет ИТМО и УРФУ. «Бронзу» взяли Вроцлавский университет, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Львовский национальный университет и Фуданьский университет. Также призеры получили приглашения на стажировки в исследовательских офисах корпорации IBM (спонсора соревнования) и в других международных ИТ-компаниях. Полная таблица результатов представлена на сайте чемпионата (icpc.baylor.edu/scoreboard).

«В этом году у нас потрясающие результаты, — отметила Лидия Перовская, тьютор кафедры компьютерных технологий Университета ИТМО. — В числе лидеров очень много представителей нашего Северо-Восточного Европейского региона, только российских команд среди медалистов пятеро. Это очень приятная тенденция».

В упомянутом составе команда Университета ИТМО готовилась к финалу чемпионата с октября прошлого года, участвуя в региональных отборочных этапах и решая задачи олимпиад прошлых лет. Участникам предлагалось решить 11 задач за 5 часов. Задания чемпионата состоят из легенды (описания некой выдуманной ситуации), примеров тестов и формальных ограничений. Чтобы найти решение, команде требуется «перевести» задачу на язык математики; затем участники разрабатывают алгоритм решения и пишут код. В среднем на тренировки у ребят уходило около пятнадцати часов в неделю.

За подготовку сборной Университета ИТМО отвечал доцент кафедры компьютерных технологий, кандидат технических наук Андрей Станкевич. В этом году он стал одним из двух тренеров, которым вручили награду ACM ICPC Senior Coach Award за то, что их подопечные в течение 15 лет выходят в финал конкурса.

Тысячи людей со всего мира следили за ходом финала ACM ICPC в режиме реального времени по онлайн-трансляции, за организацию которой в этом году также отвечал Университет ИТМО.

Рабочая группа Университета ИТМО привнесла в трансляцию ряд технических новшеств: вместо стандартных технологий видеопроизводства, которые использовались ранее, были предложены интересные и современные решения — стриминг на Youtube и Twitch (видеоплатформе для геймеров), использование мощных компьютеров и программ VLC/ffmpeg для обработки и монтажа видео.

Зрители могли видеть как планы зала, где проходило соревнование, так и картинку с веб-камер на компьютере каждой команды, скринкаст, показывавший, что происходит на экранах компьютеров, ход тестирования «посылок» от участников (посылкой называется решение задачи, отправленное на проверку) и вердикт жюри. Видео с площадки и интервью в прямом эфире, а также запись разборов заданий обеспечивала группа из десяти видеооператоров. При этом команда Университета ИТМО отказалась от проводной SDI-техники, которая обычно используется для вещания с мероприятий, в пользу портативной, что сделало трансляцию более дешевой и мобильной: операторы свободно перемещались с камерой по площадке, мгновенно оказываясь там, где происходит самое интересное, и передавали картинку по Wi-Fi, рассказали в Университете ИТМО.

Важное новшество онлайн-трансляции 2016 г. касалось того, видео какой из команд будет показано на «втором экране» в определенный момент времени — на это влияла система автоматического сбора голосов. Система отслеживала хэштеги с названиями команд в Twitter и добавляла команды, набравшие достаточное количество твитов, в очередь на трансляцию, отметили в вузе.

За ходом соревнования наблюдали 15 аналитиков — они в режиме реального времени отслеживали, над какими заданиями работают команды-лидеры, какие языки программирования используют, давали оценку происходящего и публиковали интересные новости. Также ход соревнования освещали комментаторы, для которых были организованы две студии — англоязычная и русскоязычная.