В 2015 г. абонентская база платного ТВ в России выросла до 39,8 млн подписчиков

Телеком ТВ и радио
мобильная версия
, Текст: Михаил Иванов

Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования российского рынка платного телевидения по итогам 2015 г. и прогнозы его развития до 2020 г.

В 2015 г. абонентская база платного ТВ в России выросла до 39,8 млн подписчиков.

Основной вклад внесли спутниковое ТВ (+8% новых абонентов) и IPTV (+23,9%). По базовому прогнозу до 2020 г. эти сегменты продолжат расти: спутниковые тарелки за счет отсутствия альтернативы вне городов, а IPTV - из-за увеличения проникновения широкополосного доступа в интернет. Доля кабельного ТВ будет снижаться, при этом внутри сегмента подписчики будут переходить с аналогового телесигнала на цифровой.

Структура абонентской базы рынка по технологиям в 2015 г. выглядит так: 45.9% приходится на кабельное ТВ, 39,5 – на спутниковое, 14,6 – на IPTV.

В борьбе за абонента в 2015 г. крупные операторы использовали агрессивные маркетинговые кампании, пакетирование большого количества услуг в одно предложение и скидки по акциям. Но основным аргументом для зрителя продолжают оставаться большой набор телеканалов (максимальное предложение оператора - 276) и наличие в нем HD-версий (до 60). Количество зрителей HD-каналов выросло за год на 40% и составило 14,3 млн домохозяйств.

Больше всего новых абонентов привлекли операторы «Триколор-ТВ» и «Ростелеком». Как результат, на них приходится теперь более половины всех подписчиков платного ТВ России. При этом из-за разных тарифных политик Топ-5 рейтинга операторов по выручке выглядит иначе:

  1. «Ростелеком»
  2. «Триколор-ТВ»
  3. «Эр-Телеком»
  4. МТС
  5. «НТВ Плюс»


По уточненным данным общая выручка операторов от предоставления услуг платного ТВ выросла в 2015 г. на 5% и достигла p69,8 млрд. Это стало возможным из-за резкого роста доходов двух лидеров рынка, тогда как у остальных игроков обороты выросли слабо или упали.

Телеканалы претерпели в анализируемом году существенную трансформацию из-за новых законодательных норм. В результате слияний, поглощений и укрупнений получилось 18 агрегаторов и дистрибьюторов. Три из них являются самыми большими по количеству каналов («Национальная Медиагруппа», «Газпром-Медиа» и «Сигнал Медиа»). Общее количество неэфирных каналов, доступных на территории страны, составляет 363, из которых более 80% распространяется на платной основе.

Рынок платного ТВ России в ближайшие годы продолжит расти как в абонентах, так и выручке. Эксперты J'son & Partners Consulting прогнозируют среднегодовые темпы роста выручки всего рынка на период до 2020 г. не выше чем в 2-3%, что обусловлено уменьшением темпов роста абонентской базы, уменьшением реально располагаемых доходов населения и активной конкуренцией среди операторов.

Наращивание доходов операторов возможно, прежде всего, за счет развития дополнительных услуг, таких как VOD (видео по запросу), Timeshift (отложенный просмотр) или Multiroom (подключение нескольких телевизоров в домохозяйстве). При этом сервисы, которые позиционировались ранее как отдельные (например, мобильное ТВ) объединяются в Multiscreen (возможность смотреть передачи и фильмы на любом устройстве в рамках общей подписки). Это является следствием изменений в спросе со стороны потребителей, замены парка телевизоров (роста доли SmartTV) и увеличения числа мобильных устройств.

В рамках сценария опережающего развития проникновения новых технологий J'son & Partners Consulting прогнозирует, что в 2019 г. общее количество абонентов платного ТВ и подписчиков OTT-сервисов может превысить число домохозяйств в России.