Более половины запросов на получение услуги по выдаче охотбилета в Вологодской области являются электронными

Интернет Веб-сервисы ИТ в госсекторе
мобильная версия
, Текст: Михаил Иванов

Возможность получения государственных услуг в электронном виде в Вологодской области стало нормой. К предоставлению услуг в новой форме последовательно присоединяются многие органы государственной власти и местного самоуправления. Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области, или Облохотдепартамент, также взял на вооружение возможности Портала госуслуг, сделав тем самым работу своих сотрудников более эффективной и существенно упростив жизнь своим «подопечным» - вологодским охотникам.

В 2015 г. в Вологодской области внедрена информационная система учета охотничьих билетов единого федерального образца, выданных и аннулированных в Вологодской области: охотничьи инспекторы теперь имеют в своем распоряжении электронную базу, куда внесены данные по всем выданным и аннулированным охотничьим билетам. А вологжане, которые намерены заняться одним из самых мужских хобби, могут оформить охотничий билет буквально не выходя из дома.

В настоящее время Облохотдепартамент предоставляет пять государственных услуг: две из них Комитетом информационных технологий области проведены в электронный вид. При этом государственная услуга по выдаче и аннулированию охотничьих билетов стала одной из первых госуслуг на территории Вологодской области, которая была переведена в электронный вид еще в 2013 г.

Сегодня в Вологодской области насчитывается более 46 тыс. охотников, ежегодно Департамент выдает гражданам более 2 000 охотничьих билетов: услуга по их выдаче является востребованной и на Вологодчине, и среди населения всей страны. Именно поэтому данная услуга была признана первоочередной и подлежащей переводу в электронный вид. По словам работников Облохотдепартамента, благодаря внедрению новой информационной системы, востребованность электронной госуслуги по выдаче охотничьих билетов через ЕПГУ - Единый портал госуслуг - станет еще выше. Так, если в 2015 г. доля запросов на получение услуги по выдаче охотбилета в электронном виде от общего количества запросов составляла 12 %, то только за январь 2016 г. этот показатель составил уже более 50%.

Государственный охотхозяйственный реестр на территории Вологодской области введен по приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и представляет собой информационную систему, обеспечивающую хранение и практическое использование электронной базы данных об охотниках и выданных им охотничьих билетах.

Эта информационная система была внедрена в Вологодской области на федеральные средства в рамках государственной программы «Информационное общество» в ходе реализации проектов, направленных на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации. Регионам, не получившим в 2015 г. федеральную субсидию, придется платить за разработку аналогичного программного обеспечения из собственной казны.

Система и Единый портал госуслуг позволяют заявителям выбирать удобное для получения услуги время, формируя так называемую «электронную очередь» и предлагая время для приема посетителей. Это довольно важно для жителей отдаленных от районных центров населенных пунктов. При этом система автоматически заполняет сведения о получившем охотничий билет гражданине - карточка охотника почти не требует ввода данных вручную. А при допущении заявителем ошибки во время заполнения данных система будет автоматически указывать на неточности.

Как сообщили в областном Комитете информационных технологий и телекоммуникаций, в дальнейшем система будет интегрирована с федеральным охотхозяйственным реестром: по задумке федеральных властей это позволит выявлять злостных браконьеров, лишенных права охоты в одном регионе, и желающих незаконно охотиться в другой области, получив временную прописку. Система автоматически определит, получал ли тот или иной гражданин билет ранее и укажет основания аннулирования охотбилета.

Меняется концепция предоставления услуги при переводе ее в электронный вид и для органа власти. Теперь сами должностные лица в районах – охотничьи инспекторы - могут оперативно обрабатывать поступившие к ним заявления на выдачу охотничьего билета и осуществлять межведомственные запросы для получения сведений о судимости заявителя. Это позволит значительно сократить время получения услуги. Кроме того, у инспекторов в районах отпадает необходимость передачи данных в Минприроды России, так как все данные, внесенные в систему в районах области, концентрируются в одной общей базе данных. В любой момент представитель соответствующего департамента Минприроды России сможет проверить данные о выданных охотбилетах любого региона страны. По соответствующему заявлению это смогут сделать также органы ФСБ и МВД России.

В дальнейшем информационная система будет совершенствоваться. Предполагается, что к карточке охотника будет привязываться база данных о совершенных им нарушениях в сфере охоты, о выданных ему разрешениях на добычу охотресурсов и другая важная информация.

Для осуществления качественного предоставления госуслуги по выдаче охотничьих билетов госинспекторы, благодаря работе Комитета информационных технологий, снабжены современной техникой - компьютерами, многофункциональными устройствами с возможностью печати и сканирования документов.

Заявители, решившие оформить получение охотничьего билета в электронном виде, также имеют преимущества.

Во-первых, сокращается число посещений госоргана: ехать в райцентр необходимо только непосредственно за получением самого охотничьего билета. Это особенно важно для жителей отдаленных населенных пунктов. Кроме того, заявитель может отслеживать ход исполнения заявления через личный кабинет на Едином портале госуслуг, получая соответствующие уведомления, что также избавляет его от звонков и дополнительных поездок в инспекцию.

Более того, в результате внедрения новой системы удалось оптимизировать работу и самих государственных охотничьих инспекторов. В случае необходимости госинспектор может теперь предупредить потенциальных заявителей о конкретном времени приема, об изменениях режима работы инспекции. Также сокращается время осуществления межведомственного запроса в УВД с целью получения сведений о непогашенной или неснятой судимости, упрощается процедура внесения сведений об охотнике. Кроме того, у госинспектора появляется возможность самостоятельно в автоматическом режиме контролировать оборот выданных охотничьих билетов.