ИТ в банках: в кризис надо не оптимизировать инфраструктуру, а развивать бизнес

ИТ в банках
мобильная версия
, Текст: Наталья Рудычева

Несмотря на прогнозируемое МВФ снижение темпов роста мирового ВВП до 3,6% в 2016 г., большинство банков во всем мире ускоряют цифровую стратегию. Как рассказал участникам организованной CNews Conferences и CNews Analytics конференции «ИКТ в финансовом секторе 2016» Алексей Шалагинов, директор по отраслевым решениям департамента ИТ и ЦОД Huawei Technologies, за последние 25 лет в мире в Fintech – технологии для банковской отрасли – было инвестировано $25 трлн, что сделало ее одной из самых привлекательных областей венчурного инвестирования. В 2014 г. объемы инвестирования в эту сферу увеличились по сравнению с 2013 г. более чем на 200%. Наиболее популярные направления – создание решений в сфере управления счетами, активами, капиталом, платежами, кредитованием и финансированием. Так, для Bank of China мобильный банк еще в 2012 г. стал основным каналом взаимодействия с клиентами – объем мобильных транзакций его клиентов в три раза превысил число услуг, оказываемых в отделениях.

Все более востребованными становятся  технологии больших данных – именно с их помощью банки получают возможность анализа информации о своих клиентах, хранящийся не только во внутренних ИТ-системах, но и в социальных и телекоммуникационных сетях, на форумах, веб-сайтах.

Отечественные банки продолжают жесткую игру на выживание. Это отражается и на рынке банковской информатизации – по самым оптимистичным оценкам, его падение в 2015 г. составило около 20%. Однако, даже в этих условиях существует достаточно много точек для его дальнейшего роста, уверен Андрей Леушев, независимый эксперт. Кризис – хорошее время для инвестиций в активный мониторинг с элементами больших данных, системы информирования о важных событиях, технологии сегментации клиентов и модели принятия решений, а также в решения для управления экономическим капиталом и автоматизацию бизнес-планирования. В числе безрисковых проектов эксперт называет автоматизацию канала продаж продуктов МФО, продажу гарантий по агентской схеме, создание и продажу продуктов в другие банки, Р2Р и Р2В-кредиты с управляемым риском, автоматизированный контроль ковенантов, таргетинг продаж с помощью больших данных, автоматизацию процесса кросс-продаж, мобильные приложения для разных ролей клиентов и аналитику/консалтинг для мобильных приложений.

«Организацию через кризис ведет бизнес, именно в его подходах, целях, стратегии, а вернее, в ее регулярном изменении и надо искать ориентиры для фокуса усилий ИТ», – говорит Кирилл Меньшов, вице-президент, директор по информационным технологиям банка «Открытие». По его мнению, в сложившейся ситуации основные усилия надо направлять не на то, чтобы решить вопросы оптимизации уже имеющейся ИКТ-инфраструктуры, а на том, чтобы способствовать развитию бизнеса. Для этого необходимо выстроить систему оперативного сбора информации с бизнес-подразделений на всех уровнях взаимодействия, создать единое информационное пространство и обеспечить оперативной анализ полученных данных. И конечно, в условиях кризиса необходимо тщательно просчитывать стоимость внедрения и эксплуатации нового решения, а также его риски и перспективы.