BPM-сегмент: в России все еще описывают процессы, а не меняют

Софт Софт Бизнес-приложения
мобильная версия
, Текст: Наталья Рудычева

Согласно опубликованным в марте 2015 г. прогнозам Gartner, по итогам года мировые расходы на программное обеспечение для управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM) увеличатся на 4,4% и достигнут $2,7 млрд. Благодаря расширению аналитической составляющей BPM и появлению Intelligent Business Process Management Suites (iBPMS), появилась возможность быстрой автоматизации процессов со сложной логикой и оперативного внесения в них необходимых изменений.

Интерес к системам управления бизнес-процессами растет и в России, несмотря на кризис, уверены участники организованной CNews Conferences и CNews Analytics конференции «BPM: почему надо управлять бизнес-процессами», которая состоялась 18 февраля 2016 г. Однако рынок BPM в стране все еще остается незрелым. Так, согласно данным исследования, организованного ассоциацией BPM-профессионалов ABPMP Russia «Российский рынок BPM 2015», в 32% российских компаний процессное управление применяется для отдельных, ключевых бизнес-процессов, в 26% компаний ключевые бизнес-процессы регламентированы и в целом обеспечивают достижение целей, в 23% – процессное управление отсутствует, но есть понимание необходимости, а в 14% – вопрос внедрения процессного управления не рассматривается.

Зрелость процессного управления в России


 Источник: ABPMP Russia, 2015

Самая востребованная среди российских компаний функция BPM – описание бизнес-процессов, которое производится в основном в текстовом или табличном виде. 68% компаний описывают бизнес-процессы с целью их дальнейшей регламентации, 54% – планируют автоматизацию, 41% – оптимизацию, 24% – внедрение СМК, 19% – управление операционными рисками и 17% – налаживание учета.

Участники исследования отмечают, что благодаря внедрению BPM в их компаниях повысилась управляемость, улучшилось качество взаимодействия подразделений, произошло сокращение времени выполнения процессов. Однако 32% опрошенных не заметили эффекта от использования процессного подхода. По мнению ABPMP Russia, причиной тому может стать плохое качество проработки и модели, и регламента, и, главное, нежелание сотрудников без специальных контрольных процедур и ИТ выполнять регламент. 

Эффективность внедрения BPM


 Источник: ABPMP Russia, 2015

Одним из существенных факторов, влияющих на принятие решение о внедрении BPM, является высокая стоимость решения. Как рассказал участникам конференции Юрий Рубцов, эксперт по развитию решений Project&Visio Microsoft, несмотря на то, что корпорация не позиционирует себя как производителя BPM, ее продукты Visio и SharePoint могут быть с успехом использованы для описания и моделирования бизнес-процессов, в особенности если дополнить их продуктом Enterprize Explorer, позволяющим загружать в хранилище неограниченное число диаграмм и обеспечить по ним полноценную навигацию.

Илья Фридман, директор по развитию бизнеса компании «Синимекс» отмечает, что наряду с широко известными BPM-продуктами от IBM и Oracle на рынке существуют решения на базе открытого ПО от Red Hat. Также недавно свою BPM-разработку представила российская компания «1С».

Участники конференции получили возможность ознакомиться с целым рядом кейсов внедрения процессного управления в таких компаниях как AstraZeneca Россия, буровой компании ПНГ, НПФ «Сафмар Пенсии», ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы», НИИ «Газэкономика» и др.