J’son & Partners Consulting: Доля оптической технологии на «последней миле» будет расти опережающими темпами

Телеком Проводная связь
мобильная версия
, Текст: Михаил Иванов

Компания J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования «Фиксированный ШПД: анализ деятельности ведущих мировых операторов и прогнозы развития отрасли в мире на период до 2025 г.»

Исследование показывает, что, несмотря на рост мировой абонентской базы на 5–7 %, который будет продолжаться и дальше, темпы роста выручки операторов падают, и, по прогнозам J’son & Partners Consulting, уже в 2019 г. общая выручка в мире начнет падать. Причиной тому является среднемировое падение ARPU абонента фиксированных сетей, происходящее из-за ценовой эрозии, а также конкуренции с другими услугами – мобильной связью и ОТТ-сервисами от третьих компаний. Выходом для операторов в этой ситуации может быть только радикальный пересмотр их бизнес-модели в сторону трансформации из классического проводного оператора в провайдера сервисов инфраструктуры и облачных услуг. Такая трансформация позволит операторам радикально расширить свой продуктовый портфель и успешно защищать свою абонентскую базу от эрозии под воздействием замещающих ОТТ-услуг, а также обеспечить конвергенцию с мобильным ШПД.

В части услуг ШПД-доступа прогнозируется изменение структуры рынка по технологии доступа: в связи с ростом потребностей абонентов в части пропускной способности сетей доступа доля оптической технологии на «последней миле» будет расти опережающими темпами и к 2025 г. может составить 45 %.

В области контентных услуг гибридизация интернета и ТВ привела к тому, что операторы более не являются ключевым звеном в доступе абонентов к контенту. Это означает, что операторам приходится бороться за абонента таких сервисов не только с собой, но и с замещающими ОТТ-сервисами. По оценке аналитиков прогнозам J’son & Partners Consulting, в связи с этим доля доходов классических операторов кабельного ТВ (аналогового и цифрового) будет продолжать снижаться за счет увеличения доли OTT и IPTV, и к 2025 г. классические операторы будут претендовать лишь на 56 % общих доходов отрасли.

С учетом общих тенденций развития отрасли можно сказать, что традиционная бизнес-модель операторов фиксированного ШПД, основанная на вертикально-интегрированной технологической модели сети с аппаратно-зависимыми сервисами и односторонней рыночной модели, когда источником доходов являются только абоненты сети, более не может обеспечить конкурентоспособности операторов. Дальнейшее следование такой бизнес-модели может уже в ближайшие годы превратить их в «трубу» для доступа к ОТТ-сервисам третьих компаний.

Для того чтобы избежать этой участи, операторам следует радикально изменить модель бизнеса, как в технологическом, так и в коммерческом аспекте, считают в J&P. Только переход к двусторонней бизнес-модели вкупе с трансформацией в провайдера цифровых сервисов на основе облачной платформы оказания услуг и переход на технологическую платформу SDN/NFV, обеспечивающую виртуализацию функций не только опорной сети, но и абонентского оборудования, может обеспечить долговременное устойчивое развитие оператора фиксированного ШПД.

Операторы ШПД приблизились к рубежу, за которым неизбежна необходимость радикального изменения технологической и бизнес-модели. Конкуренция с ОТТ, стоимость услуг, качество контента и инновации являются главными факторами, определяющими динамику абонентских баз операторов фиксированного ШПД. Доходы операторов от оказания услуг ШПД будут падать, компенсировать выпадающие доходы они смогут только за счет оказания контентных и других дополнительных услуг. Рост потребления контента стимулирует модернизацию сетей. Универсальной технологической стратегии для операторов фиксированного ШПД нет, но в горизонте 2025 г. основной технологией «последней мили» станет оптика.