Две трети молодых россиян хотели бы использовать мобильный телефон в качестве платежного инструмента

ИТ в банках MobileB2B
мобильная версия
, Текст: Татьяна Короткова

Компания Gemalto выяснила отношение молодого поколения в России к бесконтактным картам, мобильным платежам и технологии NFC. Как сообщили CNews в Gemalto, с этой целью по заказу компании летом 2015 г. аналитическое агентство J’son and Partners Consulting провело исследование, в ходе которого было опрошено 500 жителей Москвы и 500 жителей Санкт-Петербурга в возрасте от 16 до 35 лет (50% женщин, 50% мужчин), имеющих банковскую карту или смартфон.

Пользователи открыты к использованию бесконтактных карт

В целом, как показало исследование, молодые люди оптимистично настроены в отношении использования бесконтактных карт, но массовое внедрение находится по-прежнему на низком уровне. Большинство респондентов знают о существовании карт с возможностью бесконтактного платежа (48%), но лишь 17% являются обладателями таких карт. При этом практически все обладатели карт с бесконтактной оплатой (92%) так или иначе использовали их бесконтактным способом, в основном для оплаты товаров, услуг или транспорта. Таким образом, молодые люди в Москве и Санкт-Петербурге хотели бы пользоваться возможностями бесконтактной оплаты.

Исследование показало, что частота покупок напрямую коррелирует с возрастом респондента, и чем человек младше, тем меньше покупок он совершает, отметили в Gemalto. Частота использования банковской карты возрастает по мере увеличения суммы транзакции — так, при сумме более p5 тыс. 54% респондентов отметили, что совершают оплату банковской картой, в то время как при сумме покупки до p500 банковскую карту используют лишь четверть опрашиваемых (25%).

Если бы больше людей были обладателями бесконтактных карт, вышеуказанные показатели могли быть значительно выше, считают в компании. Опыт Gemalto в других странах показывает, что процент людей, которые используют карты, намного выше тогда, когда пользователям не требуется вводить PIN-код при оплате, и процесс оплаты проходит быстрым и удобным способом, даже в случае транзакций на небольшие суммы. Также опыт других стран — Великобритании, Польши и Италии — демонстрирует, что уровень использования возрастает, когда у человека есть возможность осуществлять бесконтактные EMV-платежи и переводы на одном устройстве. У людей формируется привычка совершать покупки в одно касание.

Нераскрытый потенциал «поколения смартфонов»

В Москве и Санкт-Петербурге смартфоны используются очень активно. Так, 40% респондентов отметили, что используют смартфон более 5 часов в день, 26% используют смартфон от 3 до 5 часов в день. Наиболее часто смартфоны используются для совершения звонков, обмена сообщениями, общения в социальных сетях, прослушивания музыки и просмотра видео. Кроме того, 51% респондентов отметили, что регулярно используют финансовые сервисы на мобильных устройствах, в том числе мобильный банкинг.

«Очевидно, что смартфон стал неотъемлемой частью в жизни молодых людей в России. Таким образом, можно говорить о большом потенциале в сфере услуг, предлагаемых через мобильный канал: данные опроса показывают, что каждые два человека из пяти не носили бы с собой кошелек или банковскую карту, если бы у них была возможность оплачивать покупки с помощью телефона», — указали в Gemalto.

Большинству респондентов (66%) интересна возможность использования телефона в качестве банковской карты. Каждый шестой респондент ответил, что скорее всего сменил бы банк, если бы он не поддерживал систему мобильных платежей, а 58% хотели бы использовать телефон для оплаты транспорта. Опыт других стран показывает, что оплата транспорта с помощью телефона — наиболее эффективный метод для массового проникновения мобильных платежей, утверждают в компании. 45% респондентов ответили, что хотели бы оплачивать покупки с помощью смартфона без введения PIN-кода на сумму менее p1000.

По словам респондентов, наиболее весомой мотивацией для использования смартфона в качества платежного средства или скидочной карты являются: бонусы при совершении покупок с помощью NFC — 71%; простота в использовании — 59%; экономия времени — 57%.

Увеличить

Однако существенный потенциал мобильных платежей можно реализовать только в том случае, если молодые люди будут достаточно осведомлены о широких возможностях технологии, подчеркнули в Gemalto. В настоящее время уровень осведомлённости о технологии находится на довольно низком уровне. В частности, две трети респондентов в возрасте от 16 до 35 лет не знают о возможности использования смартфона в качестве банковской карты. При этом осведомленность о системе мобильных платежей гораздо выше по сравнению с осведомленностью о существовании технологии NFC, что говорит об отсутствии понимания взаимосвязи между этими двумя технологиями у молодого поколения, подчеркнули в компании.

Низкая заинтересованность в использовании телефона в качестве платежного устройства связана, главным образом, с обеспокоенностью респондентов вопросами безопасности и опасениями мошеннических действий. Так, в Санкт-Петербурге 67% респондентов имеют опасения в отношении безопасности, в Москве — 59%. Таким образом, компаниям, предлагающим услуги в сфере мобильных платежей, необходимо не только повысить уровень осведомленности о технологии, но также предоставить должный уровень безопасности своим клиентам с помощью элементов безопасности (встроенного или на SIM-карте), технологических платформ Trusted Execution Environment (TEE) или Host Card Emulation (HCE).

NFC-экосистема набирает обороты

В целом проникновение мобильных устройств с поддержкой NFC ежегодно увеличивается. По данным J’son & Partners Consulting, в 2012-2014 гг. доля смартфонов с поддержкой технологии NFC в структуре продаж смартфонов выросла с 7% в первом квартале 2012 г. до 22% в четвертом квартале 2014 г. в натуральном выражении. Однако в ходе опроса только 29% респондентов с уверенностью смогли сказать, что их телефон или планшет оснащен данной технологией.

В целом опрос показал, что более половины респондентов будут учитывать наличие NFC при покупке своего будущего телефона, и лишь для 15% не будет играть роль наличие поддержки технологии. Таким образом, в ближайшей перспективе стоит ожидать значительного увеличения показателя проникновение NFC-устройств в России, полагают в Gemalto. Согласно экспертным данным, опубликованным в исследовании J’son Consulting, максимальная оценка потенциальных пользователей NFC в России на середину 2015 г. составляет не более 2 млн с перспективой роста до 7,5 млн уже в 2016 г. (оптимистичный сценарий). Также, по прогнозам представителя компании «Евросеть», к 2017 г. оборот рынка бесконтактных платежей в России составит не менее p20 млрд, а при благоприятном развитии событий достигнет p50 млрд. Развитие экосистемы платежных терминалов находится также на высоком уровне, отметили в Gemalto. Количество платежных терминалов в поддержкой NFC, по прогнозам, должно вырасти с 90 тыс. до 235 тыс. к 2016 г., что составит 25% от сети POS-терминалов всей страны.