Статья

Юрий Отрашевский: Кризис дает возможность показать весь свой потенциал в борьбе за выживание

Бизнес Интеграция Инфраструктура
мобильная версия

Приоритеты на российском ИТ-рынке меняются. ИТ-услуги и проекты с быстрой отдачей становятся драйверами роста. О стратегии развития бизнеса в кризисный период корреспонденту CNews рассказал Юрий Отрашевский, генеральный директор компании R-Style Softlab.

CNews: Как рынок ИТ-услуг переживает кризисные времена? Когда ждать роста?

Юрий Отрашевский: Среди клиентов R-Style Softlab есть представители как российского, так и зарубежного бизнеса. На сегодняшний день бизнес во всем мире столкнулся с трудностями. И, конечно, спрос на услуги по его поддержанию несколько снизился. Рост замедлился, но не остановился, компании продолжают свое развитие. Руководители осторожнее распределяют имеющиеся средства, делая ставку на вложения, способные дать эффект в краткосрочной перспективе. ИТ-рынок продолжает развиваться, претерпевая некоторые изменения, и, на мой взгляд, рассматривать воздействие кризиса на развитие отрасли необходимо не только с отрицательной стороны, но и положительной. Сложная экономическая ситуация дает возможность показать весь свой потенциал в борьбе за выживание. О тебе судят не по плакатам и информационному шуму, а по твоим делам и по способности твоего бизнеса противостоять испытаниям.

В последнее время часто читаю прогнозы маститых финансистов по ситуации в экономике страны. Все они очень противоречивы. А некоторые из них напоминают предсказания древних астрологов. Большая часть прогнозов через определенное время кардинально меняется. У меня есть свой прогноз, но я его оставлю при себе. Но если говорить о ситуации в целом, то, на мой взгляд, реальных предпосылок для выхода из кризиса в ближайший год не видно.

Cnews: Какие сектора потребления ИТ-услуг наиболее сильно отреагировали на кризис?

Юрий Отрашевский: На сегодняшний день в СМИ представлено множество различных оценок динамики того или иного сегмента ИТ-рынка. Данные существенно различаются, порой даже противоречат друг другу. В нынешних условиях оценить текущую ситуацию оказывается ничуть не легче, чем дать прогноз на ближайшее будущее. Например, рост российского ИТ-рынка по итогам 2008 года. Информация по этому показателю у каждого источника своя. Я видел следующие цифры: 28% в одном источнике и 9% — в другом. Как я уже говорил, ориентироваться в этом разнородном потоке информации очень сложно. По своим оценкам, могу сказать, что в большей степени от кризиса пострадало направление hardware, особенно в бюджетной сфере. Знаю, что заморожен ряд достаточно крупных интеграционных проектов. Даже вполне состоятельные и успешные компании и банки резко сократили бюджеты, заложенные на модернизацию аппаратной базы ИТ-инфраструктуры. Продолжается сокращение сотрудников ИТ-подразделений. В несколько меньшей степени кризис отразился на сегменте программного обеспечения для бизнеса. Большинство компаний делают ставки на предоставление ИТ-услуг. На мой взгляд, корректировка приоритетов на рынке ИТ в условиях кризиса выглядит вполне закономерной.

CNews: Какие варианты поведения ИТ-компании в условиях кризиса вы бы выделили? Оцените эффективность каждого из подходов. Какую стратегию выбрала для себя ваша компания в текущих условиях?

Юрий Отрашевский: Я бы выделил два основных принципа выживания компаний в условиях кризиса. Первый — максимальное сокращение издержек, то есть "замораживание" бизнеса и фактически пережидание этих не самых лучших времен в таком состоянии.


Юрий Отрашевский: Корректировка приоритетов на рынке ИТ в условиях кризиса выглядит вполне закономерной

Другая стратегия, которую мы выбрали и, я уверен, что она правильная, — это развитие, диверсификация бизнеса в целях обеспечения устойчивости и снижения рисков и непроизводительных издержек. Мы реструктурировали, но не закрыли инвестиционные проекты и достаточно уверенно смотрим в будущее. Кризисы приходят и уходят. А позиция компании на рынке, пережившем сложную экономическую ситуацию, зависит исключительно от ее поведения в период сложностей. Знаменитое высказывание Мао Цзэдуна "Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу" очень хорошо описывает подход нашей компании к сегодняшней ситуации на рынке. А новые контракты лишь подтверждают нашу правоту.

CNews: Серьезным направлением деятельности вашей компании являются программные продукты для банков. Что стало со спросом на них? Какие меры были приняты?

Юрий Отрашевский: Действительно, основную долю в нашей продуктовой линейке, как и в прошлые годы, занимают программные продукты для автоматизации кредитно-финансовых организаций. При этом мы отдаем себе отчет в том, что прошли те времена, когда банки с легкостью могли выделять миллионные бюджеты на совершенствование своей программно-аппаратной базы. В докризисный период ИТ-инфраструктура нередко создавалась для того, чтобы, например, повысить стоимость самого банка или же удовлетворить требования западного инвестора. Сейчас стоимость денег выросла в несколько раз, и клиенты платят и будут платить только за те продукты и услуги, которые в самой ближайшей перспективе, порядка 6-9 месяцев, позволят получить экономический эффект. Мы стремимся конкретизировать наши коммерческие предложения. Работаем над тем, чтобы максимально снизить трудоемкость и себестоимость обслуживания клиентов.