Проекты

ВТБ24 создает хранилище данных: масштабы поражают

Интеграция Внедрения
мобильная версия

Корпоративные хранилища данных - важная составляющая банковского бизнеса. Их наличие позволяет быстрее реагировать на любые экономические изменения, предлагать новые услуги, когда это действительно необходимо, повысить лояльность клиентов с помощью дифференцированного подхода. Для повышения качества обслуживания внутренних и внешних бизнес-процессов банк ВТБ24 построил корпоративное хранилище данных и аналитики. Партнером проекта выступила компания AT Consulting.

В последние несколько лет банк ВТБ24 очень активно развивался. В условиях бурного роста наличие разрозненных локальных систем отчетности и аналитики в крупном банке федерального уровня стало непозволительной роскошью. Необходимо было обеспечить информационную основу для поддержки быстрой и гибкой реакции на изменения рынка. Для этого было принято решение централизовать и унифицировать информацию, требующуюся для принятия решений, на современной масштабируемой платформе.

Хранилище данных было построено еще до кризиса, но его развитие пришлось на этот период. Руководство банка пришло к пониманию, что кризис — это не только угроза, но и возможности. Определенное снижение нагрузки на бизнес стало в некоторой степени передышкой, которая позволяет повысить эффективность внутренних процессов и "подтянуть" к готовности в ожидании момента, когда рынок начнет снова подниматься. Исходя из этого, проект по развитию хранилища по-прежнему остался приоритетным для банка.

"Сердце" банка

Средства и инструменты, имевшиеся у банка на момент начала проекта в декабре 2007 года, уже не позволяли в полной мере обеспечить необходимую оперативность получения и детализацию данных.

1 | 2 | 3 |

Сергей Анохин, вице-президент банка ВТБ24: Поскольку BI у нас был от SAS, мы остановились на ETL-инстрментарии от SAS

По словам Сергея Анохина, вице-президента банка ВТБ24, основными целями проекта стали обеспечение последовательной консолидации процессов формирования управленческой отчетности и анализа информации, информационно-аналитическая поддержка различных направлений деятельности банка, упорядочение и унификация методов управления данными, обеспечение качества информации.

ВТБ24

Банк ВТБ24 является одним из крупнейших на российском рынке банковских услуг. Банк был образован в 2005 году и на сегодняшний день его сеть состоит из более 470 филиалов и дополнительных офисов в 68 регионах страны. Основным акционером ВТБ24 является Банк ВТБ. Руководство банка осуществляется правлением, которое возглавляет президент-председатель правления Михаил Задорнов. ВТБ24 предлагает широкий спектр продуктов и услуг для частных лиц и предприятий малого бизнеса. Часть услуг банка доступна клиентам в круглосуточном режиме.

Перед выбором платформы был определен ряд критериев, которым она должна удовлетворять. Среди них - эффективность отдачи от уже сделанных в BI-технологии инвестиций и масштабируемость платформы. На тот момент большая часть BI-инструментария банка была от компании SAS, поэтому было принято решение использовать BI-средства и отраслевую модель данных SAS. Выбор СУБД от Oracle был продиктован тем, что ее использование является стандартом де-факто для банка. Основной отбор происходил в части ETL-инструментария. Банк провел полноценное исследование, и по результатам скрупулезного анализа выяснилось, что практически все предлагаемые на рынке инструменты не имеют каких-то серьезных преимуществ друг перед другом. Поэтому выбор ETL-решения был проведен, исходя из условий целесообразности. "Поскольку BI у нас был от SAS, мы остановились на ETL-инстрментарии от SAS. Это позволило обеспечить единое пространство ХКАИ и единство метаданных по всему комплексу", - говорит Сергей Анохин.

До старта основного проекта компания провела внутренний закрытый тендер в рамках пред-проектного пилота. При выборе поставщика для основного проекта банк уже определил все преимущества и недостатки потенциальных подрядчиков. В результате была выбрана компания AT Consulting. В ее пользу говорили проведенные аналогичные проекты в банках Казахстана, опыт работы с отраслевыми моделями, а также мультивендорность компании. ETL-решения выбирались при участии подрядчика, поэтому для банка была важна незаинтересованность поставщика для обеспечения объективного подхода. Исходя из этого банк предпочел мультивендорную компанию-интегратора.


Сергей Шилов, управляющий партнер AT Consulting: На данном проекте нам пришлось адаптировать отраслевую модель данных SAS для российского рынка

В свою очередь, интегратора в проекте привлекла возможность создания одного из самых больших хранилищ данных на российском рынке. По словам Сергея Шилова, управляющего партнера AT Consulting, все проекты, даже аналогичные по сути, друг от друга отличаются. "Мы делали подобные проекты в банках Казахстана, но на сегодняшний момент ХКАИ ВТБ-24 - одно из самых успешных работающих корпоративных хранилищ данных на рынке. На данном проекте нам пришлось адаптировать отраслевую модель данных SAS для российского рынка. Благодаря нашей экспертизе локального российского рынка эта модель стала своего рода ноу-хау, разработанным нашей компанией" - отметил он.

Этапы проекта

Проект был разбит на несколько этапов. Первый этап — построение базиса ХКАИ и решение приоритетных задач клиентской аналитики с построением витрины CRM, а также реализация финансово-управленческой отчетности. Первые результаты были получены уже в июне 2008, спустя полгода после старта проекта, - это набор витрин CRM, то есть информация по всем клиентам, собранная из различных систем. Это дало возможность сегментировать данные, выделять группы клиентов, оформлять целевые предложения. В целом реализация первого этапа позволила увеличить бизнес банка.


Увеличить
На втором этапе началось построение финансово-управленческой отчетности

На втором этапе началось построение финансово-управленческой отчетности. Было принято решение начать с наиболее значимых областей, таких как динамика и статистика заявок на кредиты, их выдача, привлечение средств вкладчиков, состояние кредитного портфеля и так далее.

Сейчас, по словам Сергея Анохина, ХКАИ уже можно назвать "растущим организмом", встроенным в часть банковских процессов. Хранилище развивается и расширяется, оптимизируется уже созданный функционал.

Хранилище организовано по классической схеме: блок загрузки и обработки данных, блок хранения детального слоя данных, блок предоставления информации — интранет-портал, статичные и многомерные отчеты, витрины данных.

Для целевого маркетинга был реализован большой блок — комплекс витрин CRM, который сейчас расширяется модулями взаимодействия с компаниями-партнерами в рамках совместных программ лояльности. "Мы выделили этот блок отдельно, потому что его значимость для банка очень велика, он — своего рода генератор дополнительного дохода для банка", - поясняет Сергей Анохин.

На фоне кризиса активно развивается блок для работы с просроченной задолженностью.