Статья

Василий Шабат: ИТ-аутсорсеры в России готовятся к старту

Бизнес Интеграция Бизнес-приложения
мобильная версия

На сегодняшний день тема ИТ-аутсорсинга становится все более популярной. Однако, на российском рынке крупных проектов совсем немного. Компании не спешат пользоваться новой услугой. О проблемах ИТ-аутсорсинга, о грамотном подходе в управлении проектами корреспонденту CNews рассказал директор по развитию бизнеса компании "Открытые Технологии" Василий Шабат.

CNews: Какова ваша оценка уровня информатизации российских компаний? Какова его динамика в последние годы?

Василий Шабат: Сейчас информатизация отечественных компаний находится на разных уровнях своего развития. В настоящий момент существуют как очень продвинутые компании, следящие за последними тенденциями в области ИТ и находящиеся практически на мировом уровне, так и заказчики, которые только вступают на арену полноценной автоматизации. Но если говорить про российский рынок в целом, то сейчас очевидна тенденция развития информатизации. Совсем недавно среднее отставание по автоматизации компаний от западного мира было существенным – до шести-семи лет, а сейчас этот разрыв начинает сокращаться и составляет около трех лет.

Естественно, при таком развитии повышается и сложность информационной инфраструктуры среднего заказчика, и соответственно возникают новые задачи. Если на ранних стадиях внимание сфокусировано на "системе А", затем – на "системе Б", то теперь формулировка задачи всё чаще звучит так – "сделайте так, чтобы А, Б, В и так далее согласованно работали на достижение целей нашего бизнеса". То есть повышается приоритет интеграционных задач.

#gallery#

Вообще, рост интереса к автоматизации – это хороший признак растущей экономики. Компании, как правило, начинают интересоваться информационными технологиями, когда их бизнес достаточно успешнен и стабилен. Ведь, если не решены вопросы "первого порядка" в области развития компании – вопросы собственности, успешной стратегии, основных управленческих кадров, то вопросы автоматизации предприятия сами отходят на второй план. Сейчас интересно наблюдать, как "рывком" автоматизируются сильно отстающие компании, возникает интерес в прежде пассивных отраслях, растёт интерес малого бизнеса к серьёзной автоматизации.

CNews: Сегодня КИС все чаще рассматриваются не в качестве способа получения дополнительных конкурентных преимуществ, а как необходимая составляющая успешного ведения бизнеса. Какими соображениями на сегодняшний день руководствуются компании, принимая решение о внедрении КИС?

Василий Шабат: Хороший вопрос. На эту тему пару лет назад гремели громкие дискуссии, спровоцированные писателем Николасом Карром. Он опубликовал статью, в которой высказал мнение, что, по сути, информационные технологии не важны для достижения конкурентного преимущества. Большая часть ИТ-сообщества тогда выступила с критикой этого тезиса. На мой взгляд, истина посередине.

Мне кажется, что полезно использовать разделение ИС (точнее бизнес-процессов вместе с поддерживающими их ИС) на "ключевые" и "стандартные". "Стандартные" ИС действительно есть у всех и работают в чём-то одинаково – и здесь аргумент Карра вполне применим. Отвечая на вопрос – в этом случае поводом для внедрения является соответствие лучшим практикам мирового уровня, стремление не отстать от рынка. Например, сегодня никто уже не будет утверждать, что использование электронной почты принесёт какое-то конкурентное преимущество – но отсутствие этого инструмента будет серьёзным недостатком, и поэтому компании тратят силы и ресурсы на его внедрение. Такие системы должны работать незаметно, эффективно и стоить недорого.

Тем не менее, у каждого бизнеса есть аспекты, которые обеспечивают его конкурентное преимущество – и их автоматизация позволит это преимущество развить. Такие ИС и будут "ключевыми". При этом в схожих организациях "ключевыми" могут являться совершенно разные системы, поскольку и сильные стороны у каждого свои.

Например, одно из наших уникальных конкурентных преимуществ – это способность работать в национальном масштабе. У нас 16 офисов, но мы работаем как единая команда: у нас единые стандарты, подходы, единый пул ресурсов, коллектив работает как единое целое. Независимо от того, обращается ли к нам заказчик во Владивостоке, Новосибирске или Москве – он получит гарантированный уровень сервиса. Соответственно можно сказать, что системы, которые позволяют нам работать в таком режиме - CRM, система работы с сервисными запросами, корпоративный информационный портал - позволяют компании быть более конкурентоспособной в своем сегменте.

Наконец, у внедрения технологического решения может быть имиджевый компонент, что особенно актуально сейчас в связи с популярностью тематики IPO и привлечения внешних инвесторов. И сейчас внедрение КИС рассматривается как один из способов демонстрации управляемости, платежеспособности и надежности компании. Например, это является одной из причин, по которой наши заказчики стали уделять пристальное внимание информационной безопасности. Последние два года мы являемся партнерами компании SGS, которая проводит аудит по ИБ. Для многих сертификат, получаемый в результате такого аудита, является значительным фактором при принятии решения о запуске проекта по ИБ.