Спецпроекты

Управление бизнес-процессами: описание сменяется контроллингом

Интеграция Бизнес-приложения
Согласно исследованиям компании IDS Scheer, более 80% компаний в ряде западных стран используют в своей практике BPM. Россия в этом плане несколько отстает от Европы, однако уже сейчас замечен положительный тренд. Если раньше под BPM подразумевалось только описание бизнес-процессов, то сейчас интерес смещается в сторону автоматизации и контроллинга их эффективности.

Один из способов оценки компании с точки зрения уровня процессного управления - оценка зрелости ее бизнес-процессов. Уровень зрелости показывает, насколько операционная деятельность компании определена, управляема, контролируема и эффективна. Это оценку удобно проводить по шкале, предложенной аналитической компанией Gartner.

В соответствии с этой шкалой, большинство российских компаний сейчас находятся на первом или втором уровне зрелости. Но активность предприятий в области внедрения процессного подхода сильно зависит от отрасли. Так, банковский, энергетический и телекоммуникационный сектора уже активно используют элементы процессного управления, а также специализированные BPM-системы.

Европейский рынок BPM

В 2007 году IDS Scheer и PAC (Pierre Audoin Consultants) провели исследование немецкоговорящих фирм Европы (Германия, Австрия и Швейцария), которое показало, что управление бизнес-процессами является наиболее востребованной методологией управления. Концепцию BPM в той или иной форме использовали около 80% опрошенных компаний. Положительный тренд отмечен и в области использования специализированных средств управления бизнес-процессами. При этом респонденты подтверждали, что специализированные BPM-инструменты являются фактором успеха при внедрении процессного управления. В 2007 году лишь 23% организаций не пользовалось BPM-инструментами, что на 20% меньше, чем в 2006 году.

Шкала Gartner для оценки зрелости бизнес-процессов

0. Понимание неэффективности (Acnowledge Operations Inefficiency).
1. Знание процессов (Process Aware).
2. Внутрипроцессная автоматизация и контроль (Intraprocess Automation and Control).
3. Межпроцессная автоматизация и контроль (Interprocess Automation and Control).
4. Управление цепочкой добавленной стоимости (Enterprise Valuation Control).
5. Адаптивная структура бизнеса (Agile Business Structure).

По данным исследования, критичным фактором успешного перехода к процессному управлению служит поддержка высшего руководства. Еще эффективнее, когда топ- менеджеры, владельцы процессов и менеджеры по ИТ совместно работают над внедрением процессного управления.

Также результатами исследования была подтверждена стратегическая важность информационных технологий для реализации процессного управления, поскольку BPM объединяет как бизнес, так и ИТ. При этом управление бизнес-процессами тесно связано с внедрением сервисно-ориентированной архитектуры (Service Oriented Architecture, SOA). Приоритет управления бизнес-процессами в связи с реализацией SOA отметили почти 70% европейских компаний.

В качестве ключевых бизнес-процессов участники исследования называли маркетинг, продажи, управление заказами на обслуживание, поддержку клиентов, разработку новых продуктов и производство. Меньшие приоритеты имеют процессы закупок, логистики, управления персоналом и контроллинга.

Особенность европейского рынка BPM состоит в том, что основной тренд направлен на анализ бизнес-процессов (65%), в то же время многих еще интересуют вопросы описания процессов (57%). При этом подавляющее большинство компаний планируют инвестировать ресурсы именно в анализ и описание бизнес-процессов.

Области инвестиций в ближайшие три года

Источник: IDS Scheer, 2007

Интерес к теме бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI) тоже связан с анализом и совершенствованием бизнес-процессов, поскольку только средства BI могут обеспечить качественную аналитику, необходимую для процессной оптимизации.

Причины заметного интереса к управлению соответствиями (34%) связаны с известными событиями в корпоративном мире, которые для большинства крупных международных компаний сделали актуальной задачу обеспечения соответствия требованиям законодательства разных стран. Наиболее жесткими считаются требования закона Sarbanes-Oxley (SOX), но имеется и множество других нормативных актов и стандартов - SOX, Basel II, Solvency II, Европейский акт 8th EU directive (euro-SOX), GwG, KonTraG, MaRisk, Corporate Governance, ISO Standards. Все они выдвигают весьма жесткие требования к корпоративному управлению, в том числе к управлению бизнес-процессами. В результате тема управления соответствием внешним требованиям превратилась в отдельную группу востребованных на рынке услуг (Compliance Management), в основе которых тоже лежит процессный подход.

Для повышения гибкости корпоративных информационных систем и скорости реагирования на меняющиеся требования бизнеса многие компании начинают использовать сервисно-ориентированную архитектуру – SOA. Инвестиции в SOA занимают четвертую позицию в приоритетах компаний (38%).

Если анализировать результаты от применения процессного подхода в управлении, то только 10% компаний считают, что пока не получили отдачи от процессного подхода. Более 40% заявляют, что полностью оправдали свои ожидания от BPM.

Важность инструментов для управления процессами

Источник: IDS Scheer, 2007

Несмотря на то, что, по данным опроса, 23% компаний вообще не используют никаких средств описания бизнес-процессов, положительный тренд очевиден: в 2006 году таковых было 42%.

Тема месяца

Обзор: Мобильность в бизнесе 2019

Рейтинг CNews Mobile

Крупнейшие разработчики мобильных приложений

Взгляд месяца

Государство должно получать данные напрямую из информсистем компаний

Савва Шипов

Замминистра Минэкономразвития