Статья

ЦОДы в России: что поможет оптимизировать расходы?

Интеграция Инфраструктура
мобильная версия

За последние годы темпы ЦОДостроения в России били рекорды, да и сегодня это направление числится среди приоритетных во многих компаниях. Общий фон данного рынка не успел пока испортить даже финансовый кризис, разразившийся в начале осени, хотя почти наверняка в будущем он скажется, а где-то дает о себе знать уже сейчас. В этой связи вопросы оптимизации расходов на построение и владение ЦОД выходят для заказчиков на первый план. Какие решения и технологии позволят существенно сократить затраты и при этом не уменьшат эффективность работы дата-центра, обсуждали участники круглого стола " Центры обработки и хранения данных", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.

Андрей Павлов: На рынке пока нет решений, полностью удовлетворяющих всем требованиям СМБ к ЦОДам

На вопросы CNews ответил Андрей Павлов, генеральный директор компании DataDome.

CNews: На сегодняшний день одним из важнейших требований заказчиков является снижение затрат на ЦОД (и первоначальных, на построение, и на владение), причем в обязательной жесткой увязке с необходимостью обеспечения максимальной эффективности дата-центра. Как вы считаете, за счет чего это оптимальнее всего реализовать?

Андрей Павлов: К сожалению, как гласит известное правило, из тройки "быстро-хорошо-дешево" можно выполнить только два пункта одновременно. Так и при строительстве датацентра – невозможно одновременно уменьшить начальные затраты и стоимость владения, и при этом обеспечить максимальную эффективность. При данной постановке задачи следует понимать, что применяя изначально наиболее передовые технические решения, позволяющие в дальнейшем снизить эксплуатационные затраты, в большинстве случаев придется заплатить несколько больше, нежели за традиционную инженерную технику, обладающую меньшей надежностью и большим энергопотреблением. Таким примером могут служить чиллеры, построенные на технологии Turbocor: при их более высокой цене (порядка в 30% при аналогичной холодопроизводительности) по сравнению со стандартными чиллерами, они позволяют экономить до 30% электроэнергии, а их надежность выше более чем в два раза.

Скорее всего, задачу снижения затрат на ЦОД нужно решать методом грамотного проектирования и планирования строительства. Следует, в первую очередь, выяснить реальную потребность владельца в ресурсах дата-центра, бизнес-модель использования дата-центра, определить прогнозы развития ЦОД и, соответственно, этапность его масштабного расширения, а также отстроить четкую политику и структуру службы эксплуатации, которая позволит минимальными превентивными мерами обеспечить непрерывность работы и надежность ЦОД.

CNews: Что препятствует массовому спросу на ЦОДы со стороны СМБ?

Андрей Павлов: Мы не имеем массового спроса в данном секторе по нескольким причинам. Во-первых, строительство собственного ЦОД – дорогое удовольствие. Такие затраты не всегда под силу малым компаниям. Во-вторых, предприятия СМБ часто меняют офисное помещение, поэтому они не могут организовать ЦОД в офисе или поблизости от него.

В-третьих, предприятия СМБ, опять же, чаще крупного бизнеса располагают свои офисы в арендуемых помещениях. Это влечет за собой невозможность проведения капитального строительства, а также получения дополнительных электрических мощностей для нужд ЦОД. Кроме того, зачастую большие проблемы вызывает сложности с расположением внешних блоков системы кондиционирования и дизель-генераторной установки на территории арендуемого офиса.

Ну, и, наконец, в-четвертых: строительство ЦОД подразумевает под собой создание собственной службы эксплуатации или передачу ее на аутсорсинг. Так как собственная служба будет слишком расточительной и неоправданной статьей затрат для небольшого предприятия, а комплексный аутсорсинг инженерных систем ЦОД еще нечастое явление на российском рынке, данный фактор также может препятствовать принятию решения о строительстве собственного дата-центра.

CNews: В чем заключается адаптация ЦОДов для предприятий СМБ? Другими словами, какими они должны быть, чтобы максимально соответствовать потребностям сектора?

Андрей Павлов: Исходя из вышесказанного, ЦОД для сектора СМБ должен быть надежным, недорогим, мобильно развертываемым, не требующим капитального строительства и по возможности необслуживаемым или, по крайней мере, с возможностью отдать максимальную часть эксплуатационных усилий на аутсорсинг. К сожалению, в настоящее время таких решений, полностью удовлетворяющих данные требования, на рынке нет. Наиболее полно этим условиям соответствует схема выноса вычислительного оборудования компании в аутсорсинговый дата-центр.

CNews: Как повлиял кризис на рынок центров обработки данных? Чего стоит ожидать в ближайшем будущем?

Андрей Павлов: Рынок ЦОД, как собственно и большинство российских рынков, подвержен в данное время двум разнонаправленным силам, одна из которых обусловлена повышенным дефицитом площадей ЦОД, другая – кризисными явлениями, влекущими за собой свертывание инвестиционных строительных проектов и глобальных ИТ-проектов, являющихся основными потребителями услуг ЦОД. По нашим расчетам, исходя из докризисной инвестиционной активности, темпам роста рынка и количества заявленных проектов строительства дата-центров, мы прогнозировали насыщение рынка ЦОД в 2-3 летний период, то есть к 2010-2011 годам (прогноз для рынка Москвы и московской области). В сложившейся же ситуации, когда большая часть проектов замораживается, этот срок может отложиться еще на пару лет, несмотря на то, что и спрос на услуги дата-центров в условиях кризиса замедляет свой рост.