Разделы

Цифровизация ИТ в банках Маркет

ЦБ РФ: Облачные технологии меняют менталитет

С недавних пор банки стали активно обращать внимание на «облака». Эта технология постепенно завоевывает доверие крупных организаций. И хотя никто не торопится переносить в данную среду свои критические бизнес-процессы, «облака» вполне успешно используются как тестовые полигоны. О проекте по развертыванию системы облачных вычислений на опытном стенде Центробанка рассказал Александр Шибаев, начальник управления обеспечивающих систем МЦИ Банка России.

CNews: Расскажите о проекте по виртуализации и развертыванию облачной среды, реализованном в Банке России.

Александр Шибаев: Осенью 2011 года состоялся технический совет Банка России, на котором я доложил, что будущее – за облачными технологиями. В это время Банк России, как и любой потенциальный заказчик, был атакован предложениями построить «облако» и заверениями, что все будет здорово. Понять, что такое облако, из газет, журналов, презентаций, лекций невозможно. Поэтому в Банке России было решено организовать свой собственный облачный стенд.

Промышленное «облако» создавать сразу мы не стали (и правильно сделали), решили сначала протестировать решение, разобраться в нем. При создании «облака» было одно обязательное условие – использовать для реализации облачных технологий только полностью готовые решения, предлагаемые разработчиками и вендорами по прайс-листу. Не разработать облачное решение для себя, как это сделали, например, Amazon, Google, а именно купить некий набор программных продуктов и организовать у себя «облако» в строгом соответствии с определением Американского института стандартов (NIST).


Александр Шибаев: Быстро выяснилось: «облако» – это совсем не то, о чем пишут в прессе и дают интервью

Быстро выяснилось, что понятие «облако» – это не совсем то или, что чаще, совсем не то, о чем пишут в прессе и дают интервью. Так, например, обращу внимание, что виртуализация и «облако» не одно и то же, а в определение «облака» не входят виртуальные рабочие места (VDI). «Облако» — это также не ЦОД, в котором предлагают разместить серверное «железо».

В нашем понимании «облако» – это совокупность центра обработки данных, обладающего рядом специфических характеристик, и комплекса программного обеспечения для управления информационной инфраструктурой, как физической (серверы, системы хранения, сетевые коммутаторы и т. д.), так и виртуальной. Облачное программное обеспечение должно быть установлено на инфраструктуру, которую можно назвать cloud ready: серверы с системами хранения и развернутым ПО виртуализации (гипервизором).

CNews: Как именно выбирали поставщика облачных услуг в вашей компании?

Александр Шибаев: «Облако» не требует от организаций принципиальной замены используемого программного обеспечения, смены вендоров, изменения технической политики. Организация может и должна использовать весь накопленный ИТ-опыт для перехода на следующую ступень ИТ-развития.

В Банке России используются решения ведущих вендоров. Соответственно, выбор облачного решения для стенда, который потенциально может стать промышленной системой, проводился путем анализа решений традиционных поставщиков Банка России и наличия опыта эксплуатации.

Набор облачного ПО состоит из множества продуктов (в нашем случае около 30-ти). Это фактически все позиции в графе «ПО систем управления» в прайс-листе производителя. Да-да, «в физической жизни» это называется системой управления и мониторинга – то, что внедряется очень трудно и долго, потому что необходимы и установка ПО на тысячах компьютеров, и последующий контроль за мириадами приложений.

Как сократить время на настройку резервного копирования и повысить его надежность?
Цифовизация

Но «облако» становится «облаком» только тогда, когда мы знаем все о работе всех отдельных элементов и можем предложить пользователю соглашение SLA. Тотальное управление и учет, автоматизация максимального количества рутинных операций по администрированию дают новое качество.

Для создания «облака» продукты из разряда «ПО систем управления» скомпонованы вендорами в единые решения. Какое именно выбрать? На опытном участке мы ставили задачу попробовать решения тех вендоров, продукты которых уже применяются в Банке России.

«Облако» – это не революция, когда все старое нужно отменить и забыть. Тот опыт, который имеется в организации, необходимо использовать, придав новое качество уже существующей практике. Если у нас, например, внедрены продукты компании Hewlett-Packard, то нет смысла переходить на решения по управлению, порталы по самообслуживанию другого вендора. Поэтому корректно сравнивать сервисы, предоставляемые публичными провайдерами, но сравнение комплексных решений для частного «облака» требует добавления субъективной составляющей – собственного опыта , оно не может быть «абстрактно» объективным.

CNews: Сейчас широко используется серверная виртуализация. Какие проблемы с точки зрения управления инфраструктурой накладывает этот подход на такую крупную организацию, как ЦБ?

Александр Шибаев: Преимущества виртуализации – скорость развертывания серверов, высокий уровень использования серверных ресурсов и другие положительные следствия в большей степени относятся к ИТ-технологиям. Бизнесу необходимо нечто большее. Комплексное решение имеющихся проблем виртуальной инфраструктуры приводит к одному – необходимости внедрения облачных технологий.

Какое коммуникационное решение для бизнеса выбрать — On-Premise или SaaS
Цифровизация

Посмотрите сами на вопросы – ответ окажется очевидным. Как повысить управляемость виртуальной инфраструктурой, когда в виртуальной среде десятки серверов? Как автоматизировать и типизировать процессы администрирования? Как снизить нагрузку на системных администраторов и одновременно зависимость от субъективных знаний и взглядов администраторов? Как обеспечить информационную безопасность в виртуальной среде? Защитить вход, продумать процедуры. Но кто и что делает внутри? Как обеспечить оперативную масштабируемость? Виртуальный сервер может быть загружен неравномерно, от 5 % до 100 %, это значит, что или ресурсы простаивают, или пользователи недовольны. Как уменьшить время простоя сервиса? Как, в конце концов, удовлетворить потребности пользователя? Как перейти на SLA?

CNews: Банки обычно настороженно относятся к «облакам». Как в вашей компании пришли к выводу об их необходимости?

Александр Шибаев: Мы задали себе указанные выше вопросы. Мы проанализировали, чем и почему недовольны пользователи. Мы поняли, что облачные технологии принципиально могут помочь вывести удовлетворенность пользователей на новый уровень и сделать информационные технологии внешне такими же простыми, как электричество или водопровод.