Статья

Требуется блоггер!

Интернет Наука Веб-сервисы
мобильная версия

Блоги (от английского слова «web-log» - сетевая запись, каталог) стали известны еще в конце 90-х годов, но до 11 сентября 2001 г. они оставались в тени. Все изменилось в момент трагедии в Нью-Йорке, тогда появились сотни блогов, посвещенных политическим вопросам. Следующий импульс к развитию этой группы ресурсов был дан войной в Ираке. Новые блоги вели журналисты, работавшие на линии фронта, независимые наблюдатели, сами американские военные, находившиеся на передовой или в непосредственной близости к ней. Одновременно с этими событиями развивался бизнес-сегмент web-дневников, о котором пойдет речь в нашем материале.

История: от Марка Твена до наших дней

Известный американский писатель Марк Твен любил вести дневники и не только записывал на их страницах свои мысли, но и вклеивал в них фотографии, картинки, газетные вырезки. Однажды ему надоело таскать с собой клей, и в 1872 году он придумал и запатентовал новый вид дневника, на листах которого заранее были нанесены тонкие полоски клея, благодаря чему коллекционирование вырезок и заметок стало более удобным. Возможно, Твена стоит считать праотцом новой формы сетевого общения - блогов, которые ныне обретает все большую популярность.

Блог (от английского слова «web-log» - сетевая запись, каталог) – web-дневник, в котором автор более или менее регулярно помещает записи по тем или иным темам, сопровождая их «вырезками и картинками» , или в современной терминологии - ссылками на другие web-ресурсы. Каждая запись в дневнике снабжена пометкой о дате и времени опубликования. Как правило, любой посетитель блога может поместить рядом с записью свой комментарий. Кроме того, все записи каталогизируются, что позволяет посетителям легко возвращаться к любой из них.

В начале 1999 г. на сайте Camworld появился список 23 известных на тот момент блогов. В последующие 2 года их количество быстро росло – многие люди стали вести личные дневники. Здесь они делились своими мыслями о сокровенном: музыке, компьютерных программах, кулинарии и т.д. Однако в то время они были интересны лишь узкому кругу близких друзей и, поэтому, не имели широкого резонанса.

Внезапные изменения

После 11 сентября 2001 г. ситуация с блогами внезапно изменилась (подробнее о реакции интернета и пользователей см. ниже). Многие американцы почувствовали необходимость лучше разобраться в том, что привело их страну к трагедии и поделиться своими мыслями с соотечественниками. В результате в американском Интернете появились сотни блогов, посвященных политическим вопросам. Их авторы комментировали телевизионные и газетные новости, находя немало поводов для критики, и, зачастую, предлагая гораздо более глубокую и нестандартную интерпретацию происходящих в стране и мире событий.

Во время войны в Ираке в сети появились десятки новых блогов, которые вели журналисты, работавшие на линии фронта, а также независимые наблюдатели и даже сами американские военные, находившиеся на передовой или в непосредственной близости к ней. И какими бы разными ни были их точки зрения на эту войну, несомненно, что их сетевые дневники расширяли информационную картину, делали ее более правдивой и неприглаженной. В настоящее время, по данным «Национального института технологии и либерального образования», в мировой сети насчитывается 1,2 млн. блогов.

Все полезное - на службу бизнеса

Однако, как только интернет-пользователи разобралось с тем, что такое блоги, специалисты по маркетингу и CRM задумались о том, как можно коммерциализировать новую идею, поставить ее на службу фирмам и потребителям. Огромный объем информации и идей, которые авторы блогов выплескивали в своих дневниках, можно (и даже необходимо) было рационально использовать. Одними из первых это поняли руководители корпорации Microsoft.

В качестве яркого примера можно привести историю сетевого обозревателя Роберта Скоубла, который на своем сайте регулярно публиковал заметки, посвященные продуктам и решениям компании. Его высказывания носили непредвзятый характер - он честно писал, как об ошибках и проблемах программного обеспечения, так и об успехах компьютерного гиганта. В результате руководство компании пригласило Скоубла на работу, предложив ему принять участие в разработке новых версий Windows. Более того, руководитель фирмы Стив Баллмер издал распоряжение, призывающее сотрудников компании более открыто обсуждать техническую политику фирмы, и блоги некоторых сотрудников стали публиковаться на сайте Майкрософт.

Зачем блоги нужны корпорациям?

Глава консалтинговой компании «Wordbiz» Дебби Вайл считает, что это - новый важный инструмент общения с потребителями. Как известно, электронная почта оказалась весьма уязвимым механизмом. Горы спама, которыми каждое утро оказываются завалены почтовые ящики потребителей, привели к абсолютной утрате доверия к почтовым программам. Средний пользователь стирает подозрительные послания одно за другим, даже не открывая их. В этом ему активно помогают анти-спам фильтры, которые зачастую блокируют и удаляют не только спам, но и полезные сообщения.

В такой ситуации фирма-производитель уже не может достучаться до своего клиента, посылая ему электронное сообщение – оно, скорее всего, будет отправлено в корзину. Нужны новые пути распространения информации – такие как, например, RSS.

Аналитики считают, что блоги могут помочь компаниям в развитии бизнеса и создании благоприятного имиджа, не только среди ее клиентов, но и более широких слоев общества. Например, если хорошо написанные заметки о том, как и над чем работает фирма, а так же информация о ее новых продуктах и услугах будут поданы вместе с хорошей шуткой или фотографией любимой собаки президента компании, то у потребителя возникает ощущение личной причастности. И это может повлиять на его решение сильнее, чем рекламный щит или телевизионный ролик.

Заметки, посвященные актуальным для компании проблемам могут публиковать рядовые сотрудники фирмы. Так, Майкл Энджелс из «Lucent Technologies» ведет дневник, посвященный архитектуре информационных систем.

В каких-то случаях руководство фирмы может попросить своих служащих вести сетевые дневники. Так поступают, например, в исследовательской компании «Gartner Inc», которая разместила на своем корпоративном сайте несколько блогов, посвященных вопросам аутсорсинга, ошибкам CIO, значению информационных технологий в современном мире. С ними можно подробнее ознакомиться здесь.

Возможно, еще больший интерес и доверие у потребителя вызовет блог, который ведет, несмотря на свою занятость, глава компании. Например, Марти Морроу, глава фирмы Quovix, или Элэн Меклер, глава Jupitermedia, владеющей 165 web-сайтами, включая такие как Internet.com, и регистрирующей ежемесячно 230 млн. посещений своих страниц.

От блогов к К-блогам

Не менее перспективным направлением развития блогов является их использование во внутрикорпоративных сетях. Выступая на конференции «Блогток» в Вене, специалист по управлению знаниями Мартин Ролл предложил использовать блоги для сбора внутрикорпоративной статистики, повышения квалификации персонала и выработки новых решений.

К-блоги (так стали называть сетевые дневники, которые используются в интересах knowledge management) могут помочь сотрудникам обмениваться информацией, высказывать свои предложения по улучшению работы фирмы, вступать в деловые контакты с целью совместной работы над проектами. И, хотя недальновидные руководители могут опасаться возникновения таких виртуальных сообществ сотрудников, при правильной постановке дела они могут способствовать повышению эффективности работы компании.

К сожалению, ситуация, в которой руководящие сотрудники фирмы нетерпимо относятся к критике и не допускают вмешательства в процессы обсуждения и принятия решений не является чем-то необычным. Она в целом препятствует процессам аккумуляции знаний коллективом фирмы, а не только корпоративному блоггингу. Выходом из такого положения является принятие корпоративной политики в отношении блогов - считает вице-резидент компании «Groove Networks» Джефф Сёл.

Каждая компания должна решить для себя, будет ли корпоративный блог доступен для читателей извне и какого рода информация не подлежит опубликованию в нем. В остальном дело лишь за тем, чтобы найти сотрудника умеющего интересно писать и заинтересованного в организации виртуального дискуссионного клуба, который, с одной стороны, даст сотрудникам возможность самовыражения, а с другой стороны, будет способствовать продуктивному обмену и сбору информации в интересах улучшения работы компании. Таких людей в компаниях, наверное, не так уж мало, однако нельзя исключать и того, что среди объявлений о корпоративных вакансиях скоро появится рубрика: «Требуется блоггер».

Александр Абашкин / CNews.ru


  1. О реакции интернета и пользователей Сети см. подробнее
    Трагедия в США: историков интересует реакция веб-серферов
    Сетевые форумы переполнены выражениями чувств по поводу трагедии
    Интернет выдержал испытание на прочность
    Появляются все новые и новые сайты помощи пострадавшим
    Создается архив сайтов, освещающих трагедию в США