Статья

"Связь-Экспокомм 2004": массовое пришествие Wi-Fi

Телеком Наука Интеграция Инфраструктура
мобильная версия

«Связь-Экспокомм» — крупнейшая телекоммуникационная выставка в нашей стране — ощутимо расширилась, в основном благодаря производителям телекоммуникационного оборудования. Были использованы почти все возможные площади «Экспоцентра», а на воздухе прошли эстрадные выступления. Экспозиция стала более разнообразной и представительной, постарались производители и дистрибьюторы оборудования. Кроме того, здесь впервые были массово представлены технологии беспроводного доступа, включая Wi-Fi.

Ситуация с расширением экспозиционных площадей «Связь-Экспокомм 2004» и повышенный интерес зарубежных компаний к выставке в целом отражает существенный рост отечественного ИТ-рынка. За 2003 г. эта цифра, про предварительным оценкам различных экспертов, составила около 25% (для европейского ИТ-рынка — около 0,5%). Причем, в общей структуре ИТ-рынка заметно увеличились доли ПО и ИТ-услуг. В то же время, более четко проступили очертания отдельных рыночных сегментов и конкретизировались интересы игроков.

«Связь-Экспокомм 2004»: новые темы и новые рубежи

На выставке не было стендов Golden Telecom, «Ростелекома» и «Связьинвеста», в том числе дочерних компаний последнего. Но можно с определенностью сказать, что последние две компании примут участие в осенней выставке «ИнфоКом 2004», которая получает официальную поддержку Минсвязи.

Так же не участвовал и «ВымпелКом», который в предыдущие годы проявлял заметную активность на выставке. Но, в то же время компания приурочила специальное мероприятие к открытию «Связь-Экспокомм 2004» (см. в следующем материале о «Связь-Экспокомм 2004»). Важным событием стал дебют на выставке компании Intel, одного из важнейших игроков на рынке беспроводных технологий (о представленных беспроводных технологиях см. ниже).

На открытии выставки: Герман Греф, глава Минэкономпазвития (в центре) и Владимир Лагутин, генеральный директор
На открытии выставки: Герман Греф, глава Минэкономпазвития (в центре) и Владимир Лагутин, генеральный директор «Системы Телеком» (слева)
В таких условиях главным ньюсмейкером выставки стала группа компаний «Система Телеком» — телекоммуникационное подразделение АФК «Система», — выступающих под общим слоганом «Объединяя лучших». Общая площадь стендов, занятых ее представителями, перевалила за 2000 кв. м. Здесь были представлены два крупных проекта по консолидации бизнес-подразделений холдинга — новый цифровой оператор связи «Комстар Объединенные Телесистемы», а на стенде компании «Скай Линк» был представлен проект создания единого федерального оператора на базе IMT-MC-450 (CDMA2000).

Определенную часть выставки заняли небольшие (по объемам продаж) отечественные компании, в том числе — присматривающиеся к выставке. Так, на коллективном стенде Федерального Агентства по промышленности было представлено более 20 российских предприятий, производящих и разрабатывающих широкий спектр наукоемкой и высокотехнологичной продукции.

Конвергентные решения

На выставке «Связь-Экспокомм» компания Samsung представила немало продуктов и решений. В их числе — востребованное инфраструктурное оборудование, небольшая офисная IP АТС OfficeServ 7200, с помощью которой можно организовать полноценную работу до 180 сотрудников. В ней можно одновременно использовать как традиционную, так и телефонию на базе IP, включая доступ к сети по 10/100 Ethernet- и VDSL-интерфейсам. Наряду с этим, система обладает возможностями организации виртуальной подсети VPN (Virtual Private Network), межсетевым экраном со службами DHCP, NAT и Firewall. Cистема OfficeServ 7200 может взаимодействовать по сети с универсальной почтовой системой (UMS), сервером универсального распределения вызовов (ACD) для построения контакт-центров, а также другими CTI-приложениями.

Выставка продемонстрировала радикально возросший интерес гигантов телекома к небольшим и даже просто маленьким компаниям. Выше был назван Samsung, к нему же присоединились многие другие производители. Так, компания Avaya представила коммуникационный сервер S8500 — конвергированное решение для предприятия средней емкости. Кроме того, на «Связь-Экспокомме» компания активно продвигала свои решения Avaya IP Office, кратко обозначаемые «все в одном». Они предназначены для предприятий малого и среднего бизнеса и позволяют уменьшить затраты за счет конвергенции сетей передачи голоса и данных.

«Сегодня малые и средние предприятия становятся все более открытыми для новых технологий и приложений, — сообщил корреспонденту CNews.ru директор подразделения решений для малого и среднего бизнеса Avaya SMBS в странах EMEA Мато Петрушич. — В настоящее время во всем мире установлено уже более 26 тыс. систем IP Office. При этом в России рост объемов продаж IP Office составляет ежеквартально 30-40%».

 APT Telecom AVAYA 

"АПТ Телеком": решения для конвергентных сетей

Компания «АПТ Телеком» — известное имя на российском рынке телекоммуникационного оборудования и опытный поставщик УАТС Definity производства компании AVAYA. Сотрудники «АПТ Телеком» имеют более чем 10-летний опыт поставки, установки и технического обслуживания УАТС различных производителей (AVAYA/Lucent, Tadiran, Samsung, LG и др.)

«АПТ Телеком» является давним авторизованным бизнес-партнером американской компании AVAYA — лидера в области разработок наиболее перспективных IT-решений как с технической, так и с экономической точек зрения.

На стенде своего делового партнера — известного московского оператора «Наука-связь» — компания «АПТ Телеком» представила информацию о новых продуктах компании AVAYA — Медиа-серверах S8500/S8700 и программном обеспечении Avaya Communication Manager.

На волне ожесточенной борьбы сторонников традиционной и IP-телефонии AVAYA выбрала наиболее плавный и потому перспективный путь: путь конвергентных решений. Под этим термином подразумевается способность центрального процессора (или группы территориально-распределенных процессоров) системы коммутировать различные виды информационных потоков.

Ключевой вопрос, с которым сталкивается конечный пользователь при всеобщем переходе на IP-телефонию, состоит в том, как сохранить уже сделанные инвестиции, а именно, куда девать существующие компьютерную и телефонную сети.

В 2003 году Avaya выпустила на рынок семейство Медиа-серверов (AVAYA Media-Servers), отличающихся размерами и степенью конвергентности. Одновременно с этим была снята с производства старшая модель семейства Definity — G3r, рассчитанная на крупных (свыше 2000 портов) потребителей. На данный момент новое семейство представлено моделями S8100, S8300, S8500, S8700 Multi-Connect и S8700 IP-Connect.

Основной идеологией этих продуктов является совместимость. То есть все, желающие приобщиться к конвергентным решениям, могут использовать практически все купленное до сих пор оборудование и ПО Avaya (периферийные и сервисные платы, компьютерно-телефонные опции, лицензии, телефонные аппараты и даже, при большом желании, кабинеты). Предусмотрены безболезненные процедуры миграции (переход с платформы Definity на Медиа-сервер) и слияния (сеть из АТС Definity преобразуется в единый комплекс под управлением Медиа-сервера в качестве внешнего процессора, старые Definity становятся кабинетами новой, территориально распределенной сети). Важным фактом является и то, что и традиционная Definity, и новые медиа-серверы работают под управлением одного и того же ПО — AVAYA Communication Manager.

Медиа-сервер S8500 с кабинетами G600/G650 работает по типу соединения IP-Connect
Медиа-сервер S8500 с кабинетами G600/G650 работает по типу соединения IP-Connect
Наиболее интересными с точки зрения архитектуры представляются серверы S8500 и S8700 IP-Connect.

По количеству портов они примерно повторяют модели Definity Si и G3r. Увеличено количество транковых портов (в 2 раза по сравнению с аналогичными моделями) и установлен новый, более мощный, процессор. Модель S8700 (и IP-Connect, и Multi-Connect) предполагает использование дуплицированного управляющего комплекса во всех установках.

Медиа-сервер S8700 с кабинетом G650 работает по типу соединения IP-Connect, а так же по типу MultiConnect
Медиа-сервер S8700 с кабинетом G650 работает по типу соединения IP-Connect, а так же по типу MultiConnect
Основная же новизна заключена в расширении TDM-шины. Говоря простым языком, если раньше кабинеты системы были связаны или TDM-кабелем или оптоволокном, то теперь в качестве такого соединения выступает IP-сеть (существующая или вновь создаваемая). Что же получает клиент, установивший у себя сервер S8500/S8700 или пересаживающийся на него с Definity?

Во-первых, возможность подключать любых абонентов, не задумываясь об их типе и местонахождении. Во-вторых, возможность выбора типов соединительных линий в зависимости от стоимости трафика и каналообразующего оборудования. В-третьих, он получает новые, абсолютно уникальные возможности для построения корпоративной сети.

Раньше телефонная сеть была именно сетью, в узлах которой находились независимые АТС, что практически исключало (по соображениям стоимости) возможность использования общих сервисов. Появление медиа-серверов позволяет строить собственную сеть на базе единой АТС, кабинеты которой могут находиться в разных городах и даже в разных странах.

Не будем себя обманывать — современная цифровая АТС с установленным в ней IP-шлюзом тоже с полным правом может считаться конвергентной. Тем не менее, архитектура медиа-серверов компании Avaya, предусматривающая пакетную коммутацию между кабинетами, выглядит куда более естественным и широким шагом от традиционной и IP телефонии к конвергентным сетям.

Компания «АПТ Телеком» — один из первых партнеров AVAYA, который реально продал и установил медиа-сервер S8500 в качестве ядра системы связи шестиэтажного здания. Кроме того, компания «АПТ Телеком» приобрела для себя медиа-сервер S8700 в качестве демо-оборудования, а также для лабораторного тестирования. Сотрудниками компании собрана, переведена на русский язык и систематизирована практически вся техническая информация о данной продуктовой линейке.

Беспроводные решения на выставке «СвязьЭкспокомм 2004»

На «Связь-Экспокомме 2004» впервые — для экспозиции такого масштаба и значения — были массово представлены технологии беспроводного доступа, включая Wi-Fi. CompTek — один из пионеров внедрения на российском рынке технологий построения беспроводных сетей — продемонстрировал оборудование, работающее в новом диапазоне 5 ГГц: радиомаршрутизаторы Revolution 5000, WiLAN Libra 5800 и Cisco 1400 для построения высокоскоростных распределенных беспроводных сетей, а также новое оборудование стандарта IEEE 802.11g для построения хот-спотов и indoor-сетей. Все решения обладают гибкостью, высокой пропускной способностью и отвечают современным требованиям безопасности. Традиционно компания CompTek проводила семинары, в числе которых «Перспективы WiMAX в России» — о новом стандарте 802.16 и его потенциальных возможностях.

Греческий производитель INTRACOM продвигал систему широкополосного радиодоступа на основе технологии LMDS. Рабочие частотные диапазоны — 3,5, 10,5 и 26 ГГц — в которых работает упомянутое оборудование, на сегодняшний день, к сожалению, не актуальны для России. В настоящее время регулирование частотного спектра в нашей стране (открытие новых частотных диапазонов) фактически приостановлено из-за неопределенности, связанной с перестановками в правительстве, изменением структуры полномочий и соподчинением министерств и ведомств.

Внимание! CNews.ru сообщает о подготовке аналитического обозрения «Рынок беспроводных технологий в 2004 году».
Содержание обозрения размещено здесь, выпуск материала намечен на последние числа мая.

В рамках программы выпуска продуктов Structured Wireless-Aware Network компания Cisco Systems объявила несколько новых беспроводных устройств, в числе которых — модуль Wireless LAN Services Module для коммутаторов Catalyst 6500 Series, устройства Aironet 1300 Outdoor AP, обеспечивающие передачу информации между зданиями или создание расположенной вне помещений беспроводной коммуникационной инфраструктуры. Аналитики ARC считают, что стратегия Cisco, направленная на интеграцию традиционных и беспроводных сетей, а также выпуск новых «внешних» устройств, — способствуют использованию беспроводных сетей для поддержки большего числа функций систем промышленной автоматизации.

Канадская компания ADVANTECH AMT представила на выставке решения для организации хот-спотов в общественных местах — аэропортах, отелях, конференц-залах. При этом предлагается интеграция Wi-Fi-доступа с услугами оператора мобильной связи таким образом, что клиент PWLAN не должен приобретать дополнительную карточку для доступа в интернет посредством Wi-Fi, а может использовать свой существующий эккаунт у мобильного GSM оператора.

Другой канадский производитель — Nortel Networks — представил масштабируемое и безопасное беспроводное решение на базе WLAN, которое позволяет передавать данные на скорости 100 Мбит/с, пользоваться услугами беспроводной IP-телефонии и всем спектром функций бизнес-телефонии, характерным для обычных пользователей УАТС Succession. Поддержка внешних антенн, как утверждает вендор, позволяет строить БЛВС любого масштаба.

Направлением, связанным с организацией хот-спотов, также заинтересовались крупнейшие российские альтернативные операторы. Так, «Комстар» анонсировал на выставке услугу, подразумевающую развертывание коллективных точек доступа в оживленных публичных местах: гостиницах, ресторанах, вокзалах и аэропортах, конференц-залах и бизнес-центрах. Доступ в интернет здесь осуществляется в специально оборудованных точках (hot spots) при помощи персонального ноутбука, КПК или смартфона.

«АВИКОН Текнолоджис»: За беспроводными технологиями — будущее

Сергей КапцовГенеральный директор «АВИКОН Текнолоджис» Сергей Капцов рассказал CNews.ru о компании и новинках представленных на выставке «Связь-Экспокомм-2004», а также о перспективах развития бизнеса.

CNews.ru: В рамках выставки «Связь-Экспокомм-2004» «АВИКОН» выступает в несколько непривычном качестве, участвуя в корпоративном стенде компании Cisco. С чем это связано?

Сергей Капцов: Год назад Cisco объявила о покупке компании Linksys, а в конце апреля — о том, что наша компания назначена эксклюзивным дистрибьютором по продукции Linksys. Это действительно новый для нас вид бизнеса, связанный с продвижением сетевых технологий для малых офисов и частных лиц, ведь «АВИКОН» традиционно работает в области дистрибуции систем видеоконференцсвязи. Именно поэтому мы захотели представить новое оборудование на крупнейшей выставке и благодарны Cisco за возможность участвовать в составе ее экспозиции.

CNews.ru: Почему «АВИКОН» решился на диверсификацию бизнеса?

Сергей Капцов: За оборудованием, продвижением которого мы займемся — большое будущее. На сегодняшний день продуктовая линейка этого производителя содержит свыше 70 наименований. Это беспроводное оборудование, работающее в стандарте 802.11b и 802.11g, ADSL модемы, кабельные модемы, маршрутизаторы с усиленными функциями безопасности, Gigabit и Fast Ethernet коммутаторы, сетевые адаптеры, беспроводные и проводные принт-серверы, беспроводная видео-камера и сетевое устройство хранения данных (NAS).

На стенде компании
На стенде компании «АВИКОН»
Устройства предназначены как для домашних пользователей, так и для небольшого офиса. Их стоимость доступна для бытового потребления — цены на устройства колеблются в диапазоне $100-300. Это доступный диапазон цен. При этом речь идет о продукте, произведенном Cisco, следовательно — гарантировано качество, сервисная поддержка, совместимость с технологиями большинства производителей, и ряд других преимуществ. Например, проект «Точка ру» реализован на Cisco. Соответственно, ответная часть на Linksys будет гарантированно работать.

CNews.ru: И Вы можете предложить конкретное решение?

Сергей Капцов: Да, у Linksys есть очень интересный продукт, который, по нашим прогнозам, станет популярным уже в течение ближайшего года. Это интегрированное устройство, в котором есть ADSL-модем, беспроводная точка доступа, маршрутизатор и коммутатор. Фактически, пользователь, имеющий такой прибор (размещенный в одной небольшой коробочке) и приобретающий услугу «Стрим» от МТУ-Интел, подключается к этому устройству, и у него уже готова небольшая и безопасная сеть, подключенная к интернету.

Такого рода продукты еще не были представлены на нашем рынке: есть отдельные устройства, выполняющие какую-либо функцию. А эту «штуку» ставишь рядом со своей телефонной розеткой и продолжаешь разговаривать по телефону, в то же время получая доступ в интернет и связывая все цифровые устройства в своей квартире в единую сеть. Устройств такого качества на рынке не было, присутствовали только дешевые подделки малоизвестных производителей. Если говорить о цене продукта Cisco — то она будет составлять порядка $200.

Кроме того, устройство привлекательно и с точки зрения дизайна: его приятно держать дома. Еще один момент, имеющий отношение ко всем продуктам Linksys: они ориентированы на человека, не слишком обремененного техническими знаниями. Каждое устройство снабжено мастером установки и настройки, два-три щелчка мыши — и оно готово к работе.

Когда мы говорим «мультимедиа», — то обычно имеем в виду высокоскоростной доступ по ADSL. Linksys делает хорошие беспроводные решения, сетевые адаптеры, кабельные модемы различного типа. По моим ощущениям, за беспроводными технологиями — будущее. Они применимы и в условиях малого офиса, который может инвестировать только небольшие средства в развитие своего бизнеса. А эта техника легко конфигурируется, легко обслуживается, коробочку при необходимости можно перенести в другой офис — и она уже работает.

В настоящее время уже есть интерес представителей региональных электросвязей к подобному оборудованию. Им выгодно иметь проверенное решение от Cisco с конкурентоспособной ценой.

CNews.ru: Какие новые технологические возможности могут дать пользователям устройства Linksys?

Сергей Капцов: Примеров их применения — множество. Самый простой я могу привести из собственного опыта. Делал дома ремонт, мне провели структурированную кабельную сеть, сделав розетки в тех местах, которые я запланировал. А потом оказалось, что моя супруга запланировала расставить мебель там, где я сделал розетки, и все они оказались закрытыми. Технологии беспроводного доступа здесь для меня оказались очень кстати.

Другой пример, связанный с обеспечением сохранности дома. На входную дверь квартиры устанавливается веб-камера с датчиком движения. Как только дверь открылась — камера через ADSL-модем, с помощью устройства Linksys шлет хозяину квартиры е-mail с фотографией того, что произошло.

Сейчас на рынке продается множество мобильных телефонов с выходом через веб-интерфейс, обладающих видеокамерой. И у их владельцев зачастую возникает проблема: как передать в компьютер тот контент, что находится «на трубке». У большинства пользователей в качестве домашнего компьютера используется обычный настольный ПК, не имеющий Bluetooth. Соответственно, есть устройство, которое преобразует Bluetooth-канал в обычный USB. Существуют и адаптеры для КПК. Вставляешь такой адаптер — и «наладонник» уже подключен к интернету.

CNews.ru: Выходя на рынок с новыми для себя решениями, вы планируете как-то изменить схему работы с прежними партнерами, обзавестись новыми?

Сергей Капцов: Традиционно мы продавали оборудование для обеспечения ВКС не напрямую клиентам, а через системных интеграторов. На сегодняшний день все наши партнеры высказали пожелание установить подобные устройства, по крайней мере, у себя дома. Однако всерьез говорить о том, что именно интеграторы займутся продвижением этого оборудования — было бы неправильно.

Компактные продукты с растущей популярностью
Компактные продукты с растущей популярностью
Linksys — это массовый коробочный продукт. Если интеграторы захотят им заниматься — мы не будем против. Но, скорее всего, здесь нужна будет совершенно иная партнерская сеть, построением которой займется «АВИКОН».

«АВИКОН» — эксклюзивный дистрибутор Linksys на территории СНГ и стран Балтии. Cisco работает с такими дистрибуторами как Comptek, «Марвел», OCS, RRC. При их желании мы будем продавать эту технику, в том числе, через них. Кроме того, мы провели переговоры с целой сетью компаний, продвигающих пользовательское оборудование на компьютерный рынок. Это крупные компьютерные фирмы, торговые сети, магазины потребительской электроники. Им предложение по продвижению Linksys показалось весьма интересным.

CNews.ru: Каковы ожидания «АВИКОНа» относительно продаж техники Linksys в России?

Сергей Капцов: На американском рынке сегодня Linksys занимает долю свыше 50%. Но в США это оборудование продается достаточно давно, в то время как в Европе — только с прошлой осени.

В России мы хотим занять доминирующее место на рынке подобных продуктов. Объем всего рынка мы оцениваем примерно в $20 млн. Ясно, что эти устройства достойны распространения — иначе мы просто бы не стали бы ими заниматься.

CNews.ru: Спасибо

Денис Борушевский, Элеонора Ершова, Виталий Солонин / CNews.ru

В следующем, заключительном материале о «Связь-Экспокомм 2004» читайте о 3G и сотовом телевидении, Push-to-Talk, GoTa и развитии CDMA в России.