Статья

Свободный перенос номеров в России: "за" и "против"

Телеком Мобильная связь
мобильная версия

Внедрение технологии переноса номеров является одним из основных этапов развития телекоммуникационной отрасли. Так, во многих странах она уже доказала свою эффективность. Вопрос существования NP в России также активно обсуждался, но его решение постоянно откладывается. Новым толчком к очередному витку обсуждений может стать решение Союза участников рынка инфокоммуникационных услуг о создании рабочей группы и необходимости проведения в России исследований в области переноса номера абонентов.

ПРОТИВ: Вызывает дополнительную нагрузку на сети, связанную с установлением соединения и его разрывом, если номер перенесен. Требует модификации сетей с целью возможности проверки номеров в базе данных.

ACQ(All Call Query). Исходящая сеть запрашивает базу данных перенесенных номеров по поводу каждого звонка и направляет вызов сразу по точному адресу "принявшего" оператора.

ЗА: Нет необходимости в маршрутизации звонков, полная независимость от "материнской" сети. Наиболее эффективное решение, когда переносится много номеров (актуально в российских масштабах). Позволяет осуществлять трансфер абонентов и звонков между мобильными и фиксированными сетями.

ПРОТИВ: Самое дорогое и технически сложное в реализации решение.

Маршрутизация по принципу Onward Routing

Источник: КПМГ в России и СНГ, 2009

Вне зависимости от принципа реализации в общей цепочке должна находиться выделенная функциональная единица (клиринговый дом, созданию которого необходимо уделить отдельное внимание), основными задачами которой являются: управление программно-аппаратным комплексом, реализующим принцип NP, администрирование и управление базой данных переходящих номеров и биллинг за услуги NP.

Степень влияния

Конечно, при реализации столь масштабного проекта встает вопрос относительно возникающих выгод и потерь. Мировой опыт показал, что внедрение принципа переносимости номеров очень положительно сказывается на рынке инфокоммуникационных услуг.

Рассмотрим более детально 3-х основных участников: государство (в лице регулятора), операторы и абоненты. В таблице представлен анализ влияния NP на их деятельность.

Анализ влияния NP

Государство Операторы Абоненты
Сильные стороны
-Предоставление абонентам реализации прав выбора
-Повышение конкуренции, без привлечения новых участников рынка
-Снижение стоимости услуг, которое ведет к повышению лояльности жителей страны, снижению протестных настроений
-Упрощение смены места жительства абонента
-Контроль над объемами трафика
-Принципиально новый уровень СОРМ (ЦБД)
-Возможное увеличение абонентской базы за счет других сегментов, ранее закрытых для конкретного оператора
-Увеличение дохода от новых абонентов
-Снижение уровня мошенничества за счет использования централизованной базы данных
-Снятие сдерживающего фактора "смены номера" для большой группы абонентов при их переходе в маркетингово-привлекательные тарифы более продвинутых операторов
-Нет необходимости оповещать все свои контакты о смене номера
-Возможность обслуживания телефонов всех членов семьи или сотрудников предприятия у одного оператора связи, наиболее оптимального с точки зрения затрат и сервиса, без необходимости смены номеров
Слабые стороны
-Необходимость корректировки законодательной базы
-Необходимость разработки новых регламентов работы для операторов
-Необходимость контролировать дополнительную структуру (клиринговую компанию)
-Дополнительные расходы на оборудование, программное обеспечение и обучение
-Необходимость корректировки бизнес-модели
-Зависимость от надежности работы внешнего оборудования
-Необходимость повышать качество услуг
-Необходимость введения дополнительных программ лояльности для абонентов
-Вызывающий абонент не имеет информации о том, клиентом какой сети является вызываемый абонент, что может сказаться на стоимости исходящего звонка
Угрозы
-Сопротивление операторов связи
-Неопределенность положения абонентов в случае прекращения деятельности центральной базы данных (клиринговой компании)
-Сложнее удерживать абонентов (снижение лояльности
-Вероятность потери части абонентов (уменьшение абонентской базы)
-Возможное ухудшение качества абонентской базы
-Снижение APRU
-Обострение конкуренции
-Высокая стоимость переноса номера
-Высокая длительность переноса номера
-Задержки при маршрутизации вызова
-Размытая ответственность при получении некачественной услуги
Возможности
-Повышение эффективности использования радиочастотного спектра
-Ускоренное развитие новых услуг
-Контроль за объемами налогов, уплаченных операторами
-Значительное повышение возможностей противодействия криминалу и терроризму
-Более легкое привлечение новых абонентов (увеличение абонентской базы)
-Повышение эффективности бизнес-модели
-Охват дополнительных сегментов рынка
-Возможность взымания долгов абонента "материнскому" оператору за счет использования централизованной базы данных (клиринговая компания)
-Возможность получения "старым" оператором дополнительной прибыли за счет закладывания в структуру цены MNP "отступного платежа" (учитывая международный опыт)
-Снижение стоимости единицы услуги
-Получение новых услуг
-Получение лучшего качества покрытия
-Выбор оператора связи при смене места жительства с сохранением номера

Источник: КПМГ в России и СНГ, 2009

В заключении необходимо сказать, что внедрение технологии переноса номеров вызовет на рынке связи новую волну борьбы за клиентов и значительно повысит качество услуг. Последствия внедрения технологии переноса номеров для операторов очевидны: победителями станут те операторы, которые будут рассматривать NP не только как сложное в соблюдении предписание, но и как стратегическую возможность при заведомо высоких рисках расширить свою долю рынка. Ведь в конечном счете именно абонент решает кому отдать свой рубль за оказанную услугу.

Учитывая общемировую тенденцию переноса номера и возникновение новой волны обсуждений на различных уровнях, можно быть уверенным, что ближайшие 3-5 лет мы можем стать свидетелями реальной работы NP в России.

Борьба за клиентов, пусковым механизмом которой станет внедрение технологии переноса номеров, будет носить сугубо стратегический характер; ставки в борьбе за клиентов исключительно высоки.

Те операторы, которые применят в своей деятельности интегрированный и комплексный подход, сконцентрируют усилия на сохранении существующих и привлечении новых абонентов путем взаимодействия с ними и предоставления им услуг в течение первых 12 месяцев после внедрения NP, а также используют эффективные средства внутреннего контроля, мониторинга и анализа рисков, существенно увеличивают свои шансы на успех.

Артем Приказчиков