Статья

"ССМ-Тяжмаш": ERP-калькулятор для себестоимости

Интеграция Бизнес-приложения
мобильная версия

В процессе реорганизации бизнеса владельцы машиностроительных предприятий стоят перед выбором наиболее эффективных инструментов управления, реализующих задачи планирования производства и снижения издержек. Для достижения этих целей российская компания "ССМ-Тяжмаш" автоматизировала свой бизнес при помощи решения Columbus IT для тяжелого машиностроения на платформе Microsoft Dynamics AX.

В условиях растущей конкуренции выбор наиболее эффективного способа производства и наиболее прибыльной номенклатуры производимой продукции невозможно сделать без расчета себестоимости готовых изделий. При этом недостаточно просто просчитать обобщенные значения для тех или иных видов готовой продукции и услуг – необходимо видеть полную и детальную структуру себестоимости, отражающую долю каждого вида затрат, сгруппированную по производственным цехам, местам возникновения затрат (производственным участкам) и производственным заказам. Очевидно, что, выбирая новую систему, руководители производственных компаний в первую очередь требуют именно расчет себестоимости. У них масса вариантов – что, как и где производить, и чтобы поддерживать необходимую рентабельность и обеспечить конкурентные цены, постоянно нужен детальный и достоверный анализ всех этих вариантов.

В 2002 году, когда "ССМ-Тяжмаш" отделилась от материнской компании и приобрела статус самостоятельной организационной единицы. В июле из состава металлургического комбината "Северсталь" в самостоятельное предприятие были выделены ремонтные цеха. Руководство вновь созданного предприятия "ССМ-Тяжмаш" получило, по сути, достаточно разрозненные активы и отчетливо понимало, что без комплексной автоматизации бизнес-процессов уже не обойтись. Поэтому было принято решение провести внутренний тендер по выбору ERP-системы и консалтинговой компании, которая смогла бы качественно выполнить все работы, начиная с внедрения и заканчивая поддержкой. В то время "ССМ-Тяжмаш" использовал систему "1С: Предприятие", модифицированную под требования компании. Работали в ней только сотрудники главной и цеховой бухгалтерии, а также цеховые экономисты.

"ССМ-Тяжмаш" – одна из крупнейших компаний металлургического машиностроения, созданная на базе ремонтно-машиностроительного комплекса "Северсталь".

Основное направление деятельности компании – изготовление и ремонт металлургического оборудования. Мощная производственная база позволяет с высоким качеством производить оборудование практически для всех уровней металлургического производства: агло-доменного, сталеплавильного, прокатного.

"ССМ-Тяжмаш" является предприятием полного цикла — от мощного заготовительного блока (два литейных цеха, кузнечно-прессовый цех, цех металлоконструкций) до механообрабатывающих цехов. Общая численность персонала составляет около 2500 человек.

В общей сложности выбор системы занял около трех месяцев, и осуществлялся в два этапа: сначала выбиралась сама система, затем – партнер по внедрению. Кроме Microsoft Dynamics AX, предлагаемой тремя консалтинговыми компаниями: Columbus IT, IBS и "Корус Консалтинг", в рамках проводимого тендера рассматривались системы SAP, Platinum SQL и SCALA. В итоге решение было принято в пользу системы Microsoft Dynamics AX, а осуществление проекта было поручено Columbus IT Russia.

Внедрение шаг за шагом

Проект по внедрению системы Microsoft Dynamics AX на предприятии "ССМ-Тяжмаш" начался с фазы "Анализа и дизайна". Данная проектная фаза заняла порядка четырех месяцев. В результате был создан и согласован с заказчиком дизайн решения, а также дизайн проекта на следующие проектные фазы с уточненным планом и бюджетом работ. В проектную группу cо стороны "ССМ-Тяжмаша" входили сотрудники ИТ-подразделения и ключевые эксперты компании, а также в процессе работы привлекались дополнительные силы из подразделений-заказчиков. Со стороны Columbus IT было 2 консультанта, руководитель проекта и несколько разработчиков, один из которых непосредственно участвовал на заключительных проектных фазах – внедрения системы и первичной поддержки.

Проект стартовал в декабре 2002 года, а активная проектная работа длилась до апреля 2004-го. Однако в промышленную эксплуатацию система была запущена только с 1 января 2005 года. "Кроме того, параллельно с внедрением системы Microsoft Dynamics AX на предприятии шли еще два проекта, - отмечает Сергей Беспалов. - Внедрялась система документооборота DocsVision, а также для ведения конструкторской и технической документации шло внедрение PDM-системы "Лоцман". Работа по интеграции системы Microsoft Dynamics AX и "Лоцман" была начата еще в ходе проектных работ по внедрению Microsoft Dynamics AX".

Ключевая задача проекта заключалась в создании сложного и эффективного механизма учета затрат, их сбора и распределения, и как результат – калькулирования производственной себестоимости готовой продукции, полностью учитывающей все ее составляющие. Калькуляция производственной себестоимости в "ССМ-Тяжмаш" осуществлялась методом полного включения затрат в себестоимость готовой продукции, в связи с чем был разработан механизм автоматизированного сбора и распределения затрат по производственным заказам.

"Принципиально новых требований к расчету себестоимости в системе Microsoft Dynamics AX не предъявлялось, - отмечает руководитель управления информационных технологий компании "ССМ-Тяжмаш" Майя Яковлева. – В результате внедрения Microsoft Dynamics AX повысился уровень детализации учета производственных затрат и был решен вопрос учета затрат, обусловленных межцеховой кооперацией. Была разработана и внедрена структура управленческой себестоимости".

Также в рамках проекта была разработана технология учета вспомогательных материалов, доля которых в структуре себестоимости готовой продукции "ССМ-Тяжмаш" составляет до 15%. Реализованный механизм списания на затраты вспомогательных материалов и распределение этих затрат по производственным заказам оптимизирован по времени, которое уходит на выполнение этого распределения.

В системе Microsoft Dynamics AX автоматически производится учет сменного оборудования (спецоснастки) и включение части стоимости этих объектов в себестоимость готовой продукции, которая была выпущена с использованием этого сменного оборудования. В дополнение к этому, система позволяет рассчитать фактическую себестоимость продукции с учетом затрат, обусловленных межцеховой кооперацией.

На основании реализованного механизма сбора и распределения затрат, были созданы несколько специальных отчетов, позволяющих детально проанализировать структуру полученной себестоимости по каждому производственному заказу или по участкам цехов (МВЗ) в целом. Таким образом, анализ отклонений фактических показателей от плановых, дает руководству возможность контроля затрат и принятия точечных и своевременных управленческих решений.

В рамках проекта были выполнены существенные доработки системы на предмет оптимизации механизма закрытия склада и пересчета себестоимости складских запасов по модели средней себестоимости. Учитывая большое количество используемой номенклатуры и складских движений, этот вопрос был очень актуален для предприятия.

"Уникальность данного проекта состоит в том, что нам совместными усилиями удалось реализовать бухгалтерский управленческий учет в единой системе, используя при этом общие принципы, удовлетворяющие требованиям и бухгалтерского, и управленческого учета, - отмечает Сергей Беспалов. – Как правило, на большинстве проектов стараются уйти от полноценной реализации бухгалтерского учета в Microsoft Dynamics AX.".