Разделы

ПО Цифровизация Инфраструктура Свободное ПО

СПО в России: станет ли каприз закономерностью?

СПО в России существует уже продолжительное время, однако использование его в ИТ-проектах до сих пор носит спонтанный характер. Наличие успешных западных практик и потенциал, заложенный в эти решения не "перевешивают" неоднозначные трактовки преимуществ СПО среди чиновников, не способствуют широкому принятию его среди ИТ-профессионалов и практически не влияют на российские законы. Попытаемся построить более справедливую картину перспектив применения СПО в РФ.

Резко сменив товарный дефицит на товарное изобилие, РФ погрузилась в современные проблемы мирового рынка. Последние два десятилетия истории ИТ в РФ, о которых говорилось выше, следует отнести к заключительному сегменту условной шкалы рыночных отношений — маркетинг комфорта потребления сменяет исчерпавший себя товарный маркетинг. Рассматривая лицензию на ПО как товар, увидим характерные для кризиса товарного маркетинга проявления. Функциональность отраслевого ПО сравнимого уровня практически идентична. СПО теряет консервативный облик, стремительно сокращается временной интервал между анонсом проприетарного ПО и выпуском функционально равноценного СПО. В сегменте операционных систем и вэб-серверов есть примеры опережающего выхода СПО. Акценты заказчика сместились на последующие отношения с подрядчиком, удобство работы с ним, выбор продукта отошел на второй план. Ценность товара снижается, появляются бесплатные лицензии. Практика аренды ПО переводит лицензируемое право использования ПО из категории товара в область услуг.

Схема эволюции "справедливых" затрат на ИТ в РФ за 40 лет

CNews Analytics, 2009

Современные примеры значительного снижения лицензионных платежей не следует объяснять кризисными явлениями в экономике. В контексте тенденций рыночных отношений снижение лицензионных платежей представляется закономерным процессом, связанным со смещением акцента от товара к комфорту последующих отношений. Развитие СПО и доступность ПО как услуги создают только дополнительное давление на цену лицензий проприетарного ПО. Таким образом, бесплатность лицензии не станет конкурентным преимуществом СПО, но применение СПО имеет ряд других преимуществ для подавляющего большинства стран.

Россия и СПО

Как и следовало ожидать, Европа в этом плане обгоняет Россию. Ряд стран законодательно обязали исполнительные органы власти перейти на свободные операционные системы, отказаться от Windows. Позиция европейских правительств отражает соотношение сил в мировой ИТ-индустрии. В первой сотне мирового рейтинга по версии Business Week – 43 американских, а лидер среди европейских стран — Великобритания, с показателем 3. Франция и Германия имеют по 2 компании. Мировые Топ-100 выбирались из 800 стабильных ИТ-корпораций, удовлетворяющих критериям: доход не менее 500 миллионов долларов, снижение капитализации не более 50%, падение продаж не более 5%.

Современная практика опирается на локальное партнерство. Квалифицированный партнер может заработать до 100% услуг внедрения, значительную часть стоимости услуг сопровождения и лицензий, однако экономические результаты мастшабирования бизнеса, скорее всего, заслуженно достанутся производителю. Вендор гарантировано получит часть лицензионных платежей и оплату услуг, связанных с обновлением версий. Применение СПО позволяет все средства оставить в стране. Невнимание к СПО – прямое финансирование (даже не инвестиции и не безвозмездное кредитование) самой мощной в мире ИТ-индустрии.

Недавно созданная Российская ассоциация свободного ПО (РАСПО) помогает преодолеть трудности нашего законодательства, в котором нельзя платить за сопровождение того, за что не уплачены деньги. Но пока РФ с купеческим размахом финансирует американские корпорации и на эти деньги сплавляет за рубеж программистские таланты.

Облегченная миграция с Oracle: как осуществить переход на новую СУБД быстрей и проще
Импортозамещение

Часто применение СПО ассоциируется с ОС, однако существует масса прикладного СПО. Намерение использовать СПО совсем не отменяет проприетарного ПО. Поле для применения прикладного СПО уместно искать среди популярных и широко используемых функций, оставив за проприетарным только критичные и уникальные. Вероятно, госструктуры повернутся к СПО, быстрее чем коммерческие. Главным возражением против СПО служит сакраментальная для России фраза — "нет хозяина", значит, не с кого спросить за качество. Следует отметить, что источником этого мнения обычно являются представители ИТ, не желающие сопоставить собственные трудозатраты с экономией для предприятия. Вопреки традиционному мнению, организованная в акционерное общество горстка отечественных программистов значительно меньше способна отвечать за качество, в сравнении с российской частью интернациональной команды Open Source-проекта. Интернациональные команды, создающие СПО, неизбежно используют современные средства коллективной разработки и контролируют соответствие отраслевым стандартам. Кстати, уровень стандартизации радикально влияет на приемы ведения бизнеса. Европейские предприниматели, опираясь на стандартизацию, позволяют себе выстраивать горизонтальные цепи подрядчиков, выбирая лучшее предложение. Российские заказчики предпочитают вертикаль, т.е. иметь дело с генеральным подрядчиком, иначе в производственной цепи погрязнешь в согласованиях по передаче результатов работ между подрядчиками. Косвенно повышения уровня стандартизации хотят и российские заказчики. Только, по традиции, их пожелания относятся не к причинам, а к следствиям. Предпочтения потребителей просты: надежность, адаптивность, независимость от подрядчика, по сути, эти требования составляют следствие развитой стандартизации. Соответствие международным стандартам — важнейшее преимущество СПО в сравнении с "самописным" ПО.

Большинство Open Source-проектов разрабатываются интернациональными коллективами. Попасть туда нелегко, нужны навыки общения, достаточный профессиональный уровень для преодоления квалификационного барьера, возможность завоевания доверия. Нужно привлечь внимание профессионалов, создать сообщество разработчиков, готовых участвовать в проекте. К сожалению, огромная дистанция между выкладыванием в интернет исходных кодов и реальным Open Source-проектом в РФ видна далеко не всем.

Принимая во внимание то, что ПО промышленного качества выпускает менее десятка отечественных компаний, расширение практики участия российских коллективов в международных Open Source-проектах представляется единственной доступной мерой начала строительства отечественной ИТ-индустрии.

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

Нередко решения правительства и президента РФ в отношении СПО трактуются как движение в направлении обеспечения национальной безопасности в сфере ИТ. Такое звучание затеняет не менее важные аспекты. Ведь в дополнение к национальной безопасности в сфере ИТ применение СПО может помочь РФ снизить стоимость ИТ-проектов, за счет введения аналогичных европейским национальных стандартов применения СПО, создать отечественную ИТ-индустрию и производственную культуру, опираясь на опыт интернациональных коллективов Open Source-проектов, повысить качество сопровождения ПО за счет обусловленного повышением уровня стандартизации в ИТ расширения конкурентных предложений, сохранить внутри страны средства, направляемые на развитие самой мощной зарубежной ИТ-индустрии, защитить национальный ИТ-рынок и снизить политическое влияние транснациональных корпораций внутри страны.

Александр Башнин