Статья

Школьное СПО: пропаганда и продвижение сдулись

Бизнес Софт Тендеры Законодательство Свободное ПО
мобильная версия

20 декабря 2009 года должны быть завершены обучение учителей работе со свободным ПО, модернизация этих программ и организация технической поддержки. На вопросы CNews, касающиеся школьного СПО, ответил руководитель отдела приоритетного национального проекта "Образование" Национального фонда подготовки кадров Владимир Кашицин.

Хочу отметить, проекты 2008 и 2009 годов отличаются друг от друга. Год назад я делал замечания для проекта одного госзаказа. Тогда он назывался "Обеспечение общеобразовательных учреждений Российской Федерации пакетом свободного программного обеспечения и создание инфраструктуры его развития и поддержки". Проводился он в рамках направления "Внедрение современных образовательных технологий" приоритетного национального проекта "Образование". По моей оценке, предлагаемый пакет СПО должен был в полном объеме решать вопросы, связанные с использованием разработанных цифровых ресурсов в образовании, включая средства обучения по предметам общеобразовательной школы, работу с единой коллекцией цифровых образовательных ресурсов, Федеральным центром информационных образовательных ресурсов. Была ясно определена необходимость системы региональных и межрегиональных центров методической помощи и технической поддержки. В тексте документации по нынешнему конкурсу НП-12 вообще нет упоминания об этом. Это разные проекты, разные виртуальные реальности.

CNews: Вы занимаетесь мониторингом проектов приоритетного нацпроекта "Образование" уже давно. Как вам кажется, какое будущее у СПО в школах? Как к этому проекту относятся в регионах?

Владимир Кашицин: А пока никак не относятся. Реакция обычная и весьма не сильная. Почти все субъекты России подписали соответствующее соглашение с Рособразованием, составили списки обучаемых. В бюджеты денег не добавляется, новые компьютеры и глобусы тоже не пришлют.

"В прессе, кроме перепалки между бывшими конкурсантами и теми, кого не приглашают поучаствовать на коммерческой основе, нет организованной по законам жанра медиаволны, никто ничего на следующий год школам не обещает. Пропаганда и продвижение – вот основная проблема. "

В прессе, кроме перепалки между бывшими конкурсантами и теми, кого не приглашают поучаствовать на коммерческой основе, нет организованной по законам жанра медиаволны, никто ничего на следующий год школам не обещает.

Пропаганда и продвижение – вот основная проблема. Хотя Минобороны, например, уже создает специальный информационно-пропагандистский центр для формирования позитивного имиджа военных и их действий. Для сферы образования, наверное, это неактуально. Хотя, на мой взгляд, в России абсолютно правильно проводить разные эксперименты именно в образовании или в армии. Российской армии – новую форму, а всем российским школам – новый софт! Учителя и школьники, они же, как военные. В системе образования тоже есть дисциплина, командование и устойчивые традиции, вот и 2010 год объявлен Годом учителя (я бы написал - годом Учителя).

Меня кстати, всегда удивляло, что на английском языке, к примеру, эта профессия пишется с большой буквы (в 1994 году ЮНЕСКО учредила World Teaches' Day), а у нас с маленькой - Всемирный день учителя (по Указу Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 № 1961 "О праздновании Дня учителя").

При запуске нацпроекта в 2006 году и пресса, и региональные управления были активнее. Хороший пример спланированной кампании, которая достигла цели, – подключение школ к интернету. Она сразу вызвала мощные, не всегда однозначные дискуссии в регионах, причем на всех уровнях – как управления, так и применения. Говорили только об этом – все-таки "лампочка Ильича", окно в Европу. Все стали бороться за скорость доступа, активно требовать новые сервисы, подключения органов управления образованием и институтов повышения квалификации. А когда проект перевалил за середину и по решению правительства школы должны были сами выбирать себе интернет-провайдера и платить за доступ в сеть – разговоры вообще прекратились: у меня на форуме и двух вопросов за неделю не наберется. Но зато трафик в этом году в учебное время вырос более чем в два раза.

Сегодня скорости увеличиваются высокими темпами, у школ нашлись деньги на мегабитные каналы за счет введения новой формы оплаты и подушевого финансирования (конечно, я не говорю о тяжелых районах со спутниковой связью). Работа шла не один год, а количество школ, кстати, было такое же. И учить людей приходилось и использованию техники, и с программой фильтрации они возились и т.п. В общем, пока школы не сочтут необходимым и не начнут сами платить за поддержку СПО, отношение к проекту будет как к дождику.

"Пока школы не сочтут необходимым и не начнут сами платить за поддержку СПО, отношение к проекту будет как к дождикуp>

Предвижу вопрос – да, на мой взгляд, платить придется многим школам, и ежегодно, не у всех есть продвинутые информационщики. Пример: зашел на днях на сайт одной компании – был в Пскове на конференции, посвященной, в том числе, и вопросу внедрения в школах СПО, мне подарили диск– лично, не как раздаточный материал!. Дай, думаю, получу весь набор офисный в красивой коробке "Свободный офис. Выпуск 6", рекомендуемая розничная цена 780 руб.

Перехожу на страницу (http://shop.altlinux.ru/index.php?categoryID=555). Ба! Так вот где пингвин порылся. Так вот где пингвин порылся. Это, наверное, для организаций – "Стандартная техподдержка ALT Linux Desktop": 4 тыс. руб. в год. "Расширенная техподдержка ALT Linux Server" – удаленное администрирование системы специалистом ALT Linux, обращения по телефону в рабочее время (Москва), через веб-сайт, срок поддержки 1 год, не более 10 обращений в месяц – 24 тыс. руб. Хорошо хоть, коробка "Альт Линукс Школьный" стоит всего 270 руб.

Вопрос о будущем СПО в школах – далеко не на первом месте даже у педагогов и исследователей в области ИКТ. Удобные программные инструменты для учителя-предметника, естественная для него и учеников информационная среда – вот ключевая тема. Пройдет очень большое время, пока немногочисленные, слабо и неизвестно кем финансируемые российские компании разработают то, что необходимо учителю, "нашей новой школе". А вот в какой операционной среде и текстовом редакторе секретарю директора набирать письма и приказы или сотрудникам муниципалитета заполнять типовые формы – большого значения не имеет. Тут как раз свободный софт и пригодится на все сто. Вектор внедрения – государственная и в первую очередь муниципальная служба.

CNews: Что нужно сделать для успеха этого проекта?

Владимир Кашицин: Проект уже успешен – спросите любого ИТ-интегратора или коммерсанта. Проект в государственном плане, деньги Минфином выделены, конкурсные процедуры Рособразованием проведены, исполнители уже работают. Техподдержка будет на днях организована – как я полагаю, через тот же колл-центр "Синтерры". Сайты метадподдержки и дистанционного обучения (надеюсь, в системе Moodle), думаю, уже готовы. Реальный бизнес всегда выживет в кризис за счет государственных заказов.

Если говорить о целевых индикаторах и показателях успешности этого направления деятельности в рамках приоритетного национального проекта "Образование", то они государственным заказчиком ясно определены в конкурсной документации. Это повышение удельного веса образовательных учреждений, входящих в сетевое взаимодействие, численности занятого населения, прошедшего повышение квалификации и профессиональную переподготовку, увеличение объема трафика, приходящегося на обращения к информационно-образовательным ресурсам.

Очевидно, что эти цели будут достигнуты в любом случае, а с трафиком, как я уже говорил, во всем мире все хорошо и без СПО. Наверняка не обойдется без проблем с логистикой обучения и очного тестирования. Но ошеломительная мысль запустить в кризисный период такой проект – да, Россия - великая страна!