Статья

Sharp: Мы вовремя встретились с компанией "ЮНИТ-Оргтехника"

Интеграция Инфраструктура
мобильная версия

Для российской компании инновации – это привычная тема для выступления на конференции, годовщина деятельности – хорошая причина "расслабиться", а первые признаки экономического кризиса - уважительный повод покинуть рынок. Трехзначный юбилей Sharp, совпавший с кризисными явлениями, больно ударившими по всей японской экономике, стал поводом вспомнить о том, пожалуй, самом главном в бизнесе, что иногда называют “вторым дыханием”, и чему многим российским предпринимателям явно следует поучится у японских компаний. При этом Sharp готов учиться и перенимать опыт у отечественных игроков. В частности, он объявил о сотрудничестве с компанией "ЮНИТ-Оргтехника". О том, что это даст бизнесу, почему возникла необходимость в партнере, а также о стратегии развития и ближайших планах CNews рассказал Алексей Володин, директор по продажам ИС Sharp Electronics Russia.

CNews: Причины нынешних проблем японской экономики в целом и ведущих производителей электроники в частности хорошо известны. Все началось все с наводнения в Таиланде, где у многих находилось производство. Затем последовали землетрясение и цунами, обрушившиеся на саму Японию. Как все это повлияло на Sharp?

Алексей Володин: Японская экономика восстанавливается после трагических событий. Продажи Sharp всегда были в первую очередь ориентированы на весьма требовательный к качеству внутренний рынок, где мы занимаем существенную долю. Ощутимое снижение спроса на внутреннем рынке сильно повлияло на операционную деятельность компании, не позволило в запланированные сроки окупить сделанные инвестиции.

CNews:Одной из первых и весьма актуальных для начала XX века инноваций Sharp стало получение в 1915 г. патента на "вечно острый карандаш" - Ever-SHARP pencil, - передавший впоследствии часть своего названия Sharp Corporation. В длинном списке изобретений Sharp числится, например, первая в мире коммерческая реализация ЖК-дисплея (в калькуляторах, в точности скопированных затем в СССР). Сохранилась ли традиция сейчас и что изменилось?

Алексей Володин: Традиция сохранилась, а изменилось то, что мир ускорился. Например, об упомянутых вами калькуляторах как об инновационном продукте говорить сегодня уже никак нельзя, а ЖК-панели дешевеют, причем стремительными темпами. Sharp - компания, доказавшая всей своей историей то, что она действительно умеет первой превращать технологию в инновационный продукт. Как только его начинают массово копировать, мы тут же должны делать следующий шаг, двигаться дальше, "воевать в больших диагоналях", где с нами никто пока не может реально конкурировать.

До того, как Япония пострадала от землетрясения, мы построили под Осака огромный, даже по нашим меркам, завод ЖК-панелей 10-го поколения. Как только его запустили в эксплуатацию, японский рынок резко сократился, телевизоров и пр. на нем стало продаваться гораздо меньше. У ориентированного на внутренний спрос Sharp начались трудности с текущим финансированием, что отразилось на котировках акций. Тем не менее, наша патентная база, существенно большая, чем у основных конкурентов, позволяет нам сегодня уверенно смотреть в будущее.

В сентябре Sharp было достигнуто соглашение о рефинансировании с двумя крупнейшими финансовыми институтами Японии, после чего курс акций стабилизировался. В декабре, после объявления о сделке с Qualcomm, заключенной в соответствии с новой стратегией Sharp, акции корпорации снова начали расти и к середине месяца успели подорожать в 1,5 раза.

Многих из нас, живущих в России, уже успели порядком утомить разговоры о кризисе, перемежающиеся с беседами об инновациях, которым он мешает. На мой взгляд, опыт Sharp может быть интересен. В плане верности традициям – в том числе.

В коммерческой реализации новейших технологий Sharp оказались заинтересована не только корпорация, но и ведущие мировые вендоры. Такие как Apple, для которой корпорация является поставщиком, производящим новейшие ЖК-панели. Sharp удалось первой в мире довести до продукта технологию IGZO, позволяющую одновременно повысить разрешающую способность, точность позиционирования на сенсорном экране и продлить работу мобильных устройств. В конце ноября Sharp выпустил свою последнюю модель смартфона Aquos Phone Zeta, работающую без подзарядки до 2 дней. Оказалось, что помимо Apple (по неофициальной информации, проинивестировавшей недавно в Sharp несколько млрд долл.), за Sharp "переживают" и другие крупнейшие вендоры, например, производители процессоров. Для них появление коммерческих IGZO-устройств означает возникновение нового емкого рынка для их старших моделей, поддерживающих работу с сенсорными экранами, обладающими рекордными характеристиками.

CNews: Какие наиболее заметные изменения произошли в стратегии Sharp?

Алексей Володин: Уже в текущем году у нас резко повышается загрузка производственных мощностей за счет того, что мы выходим на новые рынки в альянсе с партнерами, такими как Qualcomm и др. Российский рынок является для Sharp важным и весьма привлекательным даже по сравнению с другими рынками стран BRICS. Они в выгодную сторону отличаются темпами своего роста, которых невозможно сегодня достичь на рынках развитых стран.

Соответственно, в среднесрочной перспективе перед компанией "Шарп Электроникс Раша", организационно являющейся подразделением Sharp Electronics Europe, поставлены амбициозные, но вполне обоснованные и реалистичные цели - кратно повысить продажи. Для их реализации российское подразделение Sharp активно ищет новые каналы сбыта. Сейчас мы завершаем составление бизнес-плана в разрезе сегментов рынка и конкретных продуктов, который позволит нам целенаправленно расширять покрытие и увеличивать объем российского бизнеса Sharp.

Эти вопросы обсуждались, в частности, на первой в истории европейского Sharp масштабной партнерской конференции, собравшей 700 человек, где с докладом о текущей стратегии корпорации выступил CEO Sharp Europe Пол Молинью. От России на этом мероприятии присутствовало около 40 чел. Приурочена она была к столетию компании, отмечавшемуся корпорацией 15 сентября.

CNews: Планируете ли вы расширять российские продажи печатающей техники Sharp? В чем ее характерные особенности?

Алексей Володин: Sharp вышел на рынок ксерографического оборудования практически сразу, как только это оказалось возможным - по истечении срока действия патентов на технологии Xerox. Не буду утомлять вас длинным списком того, что Sharp сделал на этом рынке первым. Упомяну лишь тот факт, что открытие данного рынка для ведущих японских компаний, по общераспространенному мнению, во многом и привело к появлению тех современных и доступных МФУ и прочих устройств, которыми мы пользуемся сегодня. Причем этот конвергентный “многофункциональный” тренд начал отчетливо проявляться уже в конце 90-х.

100-летний юбилей корпорации совпал еще с одной датой - 40-летием выпуска первого копира производства Sharp. Мы вышли на этот рынок еще тогда, когда он был “ксерокопировальным”, ориентированным на формат А3 и минимизацию стоимости копии. Недорогие устройства только для А4 и с использованием дорогостоящих расходных материалов появились на нем значительно позже.

В результате конвергенции эти два изначально построенных на разной, можно даже сказать, противоположной идеологии рынка слились в один большой. Однако Sharp и здесь сохранил верность традициям. Функционал нашей основной линейки включает возможность печати в А3 и отличается выгодными для потребителя параметрами стоимости эксплуатации при стабильно высоком качестве печати, функциональности и надежности самих устройств, стоимость приобретения которых значительно снизилась в процессе многолетней отработки технологии производства. Стоимость и качество отпечатка была и остается для нас главным.