Профили

Сергей Шилов: Российский ИТ-рынок не готов стать "белым"

Бизнес Интеграция Инфраструктура Бизнес-приложения Системное ПО Внедрения
мобильная версия

В структуре российского рынка информационных технологий ИТ-услуги по-прежнему занимают далеко не ведущее место. Тем временем, период бурного роста для большинства российских компаний уже закончен. Перейдя от активного развития к сокращению издержек, бизнес еще по достоинству оценит услуги ИТ-консультантов и системных интеграторов, считает Сергей Шилов, генеральный директор компании AT Consulting. Об этом, а также о борьбе с "серыми" схемами и неизбежности аутсорсинга он рассказал в интервью CNews.

CNews: Какова структура современного рынка ИТ? Какое место на нем занимают ИТ-услуги?

Сергей Шилов: До сих пор большую часть ИТ-рынка занимают поставки аппаратного обеспечения. Объемы этого сегмента сокращаются, но он по-прежнему лидирует. На втором месте находятся поставки программного обеспечения, и только за ними идут ИТ-услуги. Это соотношение отличается от наблюдаемого на западном рынке, там на настоящий момент ИТ-услуги занимают первое место. Хотя в России поставки аппаратного обеспечения уже не лидируют с абсолютным преимуществом, тем не менее свое место ИТ-услугам они пока не уступают. С чем это связано? Во-первых, с тем, что за последние годы в большинстве отраслей наблюдался достаточно бурный рост. Это подразумевает, что основной акцент в развитии делался не на эффективность, а на наращивание объемов бизнеса. Это было даже в телекоме: жесткая конкуренция наблюдалась там уже несколько лет назад, тем не менее до последнего времени рост оставался значительным. С другой стороны, сегодня рост экономики замедлился. Мы и по нашей компании чувствуем, что стали востребованы услуги, способствующие повышению эффективности бизнеса. Руководители крупнейших компаний и бизнес-руководители вынуждены сосредотачиваться не на том, как заработать в 10 раз больше и вырасти в 10 раз в следующем году, а как в 10 раз меньше потратить, как сократить расходы, как повысить эффективность, производительность труда и т.д. А это напрямую связано с ИТ-услугами и способствует их развитию.

1 | 2 | 3 |

Сергей Шилов: ИТ-услуги не должны покупать ИТ-директора, их должен покупать бизнес

Вторая причина, почему ИТ-услуги еще не заняли то место, которые они занимают на Западе – это некая инертность мышления многих российских руководителей и склонность недооценивать ИТ. У компаний-заказчиков не хватает высококвалифицированных сотрудников, которые бы понимали, как с помощью ИT повысить эффективность. Компании еще недостаточно понимают реальную связь между бизнесом и ИТ. ИТ-услуги не должны покупать ИТ-директора, их должен покупать бизнес.

Третья причина – это недостаточно высокий уровень профессионализма самих поставщиков ИТ-услуг. Соответственно, многие услуги не приносят той пользы, какую должны приносить.

CNews: То есть качество ИТ-услуг в России не всегда соответствует требуемому уровню. Этот недостаток наблюдается и у российских и у западных интеграторов и консультантов?

Сергей Шилов: Независимо от названия компании, в ней работают конкретные люди. В сфере ИТ-услуг роль людей, консультантов огромна. В общем-то, она ключевая. Поэтому важно не название, а качество команды, опыт, корпоративная культура и т.п. Западные компании на российском рынке – это просто офисы с правильными вывесками, в которых работают российские специалисты. Разумеется, экспертиза у западных компаний огромна, однако она не распространяется в Россию напрямую. Лучших людей из родных стран обычно не отпускают. Если вы англичанин, итальянец, американец и принадлежите к элитным специалистам, то очевидно, что вы очень востребованы у себя на родине. В Россию вас никто не отпустит, только если в краткосрочную командировку. Западные компании держат лучших людей там, где они приносят больше всего денег – в США, странах западной Европы.

CNews: Российский ИТ-рынок по-прежнему считается непрозрачным. Кому из игроков сегодня выгодны и кому не выгодны "серые" схемы?

Сергей Шилов: Сегмент, касающийся поставок аппаратного обеспечения, действительно непрозрачен, полон "серых" схем. Это связано с пробелами в таможенном законодательстве и с тем, что Россия не входит в ВТО, следовательно, поставки аппаратного обеспечения из-за рубежа дороги. В результате появляется масса возможностей для злоупотреблений, но цены при этом снижаются.

CNews: Это касается и наиболее крупных поставщиков?

Сергей Шилов: Крупнейшие компании заинтересованы в "обелении" своих поставок, потому что в ближайшем будущем планируют проведение IPO. Не секрет, что количество ИТ-компаний, проведших IPO, пока невелико именно по той причине, что большинство из них не может окончательно "обелить" свои операции. И, кроме того, надо понимать, что в полном объеме отказ от "серых" схем возможен только в том случае, если все будут играть по одним правилам. Иначе, если ты крупный поставщик, но продаешь аппаратное обеспечение на 30% дороже, чем твои конкуренты, то скоро они займут твое место. Пока массового отказа от "серых" поставок не наблюдается. По большому счету, этот рынок живет и здравствует.

CNews: C ИТ-услугами ситуация обстоит иначе?

Сергей Шилов: В сегменте ИТ-услуг и программного обеспечения ситуация лучше. Да, компании, предоставляющие ИТ-услуги, могут полностью работать по "серым" и "черным" схемам, но таких остается все меньше и меньше, потому что деятельность по предоставлению услуг всегда привлекает внимание контролирующих органов. Каждый контракт аудируется. Любая поставка услуг должна заканчиваться каким-то результатом. Те проекты, которые не заканчиваются успешно, вызывают очень много вопросов. Это, кстати, одна из причин, почему компании сейчас стараются дистанцироваться от провальных проектов.

1 | 2 |

Сергей Шилов: Сейчас невозможно прийти с улицы и получить проект

В то же время и заказчики стали достаточно тщательно оценивать поставщиков ИТ-услуг, требования к ним повысились. Теперь обязательно необходимо иметь опыт выполнения аналогичных проектов, рекомендации клиентов, большое количество специалистов. То есть ощутимо выросли барьеры для входа на этот рынок. Если лет 5-10 назад можно было прийти с улицы, иметь одного специалиста, который складно говорит, и получить проект, то сейчас это невозможно.

CNews: Много ли сегодня неудачных проектов, не приводящих к желаемому результату?

Сергей Шилов: Значительное количество проектов по поставке ИТ-услуг не приносит должной отдачи. С одной стороны, заказчики еще не до конца понимают, что, привлекая системного интегратора или консалтинговую компанию, они не просто перекладывают на них свои проблемы, а должны сами в деталях представлять, чего хотят и как это сделать. Очень важная причина провала проектов – это непонимание их бизнес-смысла. И вторая причина заключается в том, что очень многие поставщики услуг недостаточно ориентированы на результат. В России довольно долгое время достижение результата не являлось беспрекословным требованием. И как следствие, многие консультанты и системные интеграторы больше ориентированы на процесс. Ведь фактически это процесс зарабатывания денег и постепенного, а лучше бесконечного, выполнения работ. Конечно, это крайне отрицательно сказывается и на отношениях с клиентом, и на имидже.

[an error occurred while processing this directive]