Разделы

Бизнес Цифровизация

Сергей Карпуничев: BI-системы несут демократию

Российский рынок систем Business Intelligence и Corporate Performance Management стремительно растет. Высокая конкуренция и необходимость эффективно управлять расширяющимся бизнесом подталкивают менеджмент к использованию систем бизнес-аналитики и управления корпоративной эффективностью. Однако в количественном выражении компаний, внедривших такие комплексные решения, пока не так много. О преимуществах использования BI и CPM, а также основных тенденциях и перспективах этого рынка CNews рассказал Сергей Карпуничев, управляющий директор практики информационно-аналитических систем компании Columbus IT Russia.

Еще одной тенденцией развития аналитических систем является предоставление информации в реальном времени. Это стало возможным с появлением программно-аппаратных средств, которые производят всю аналитическую обработку, необходимую для наглядного представления данных, в памяти компьютера. Такой подход позволяет, например, видеть изменения контролирующих технологический процесс датчиков, или изменение динамики потоков трафика, или анализ других данных, требующих непрерывной подачи информации.

В дальнейшем аналитические системы будут стремиться к более полному удовлетворению спроса на оперативное представление полной картины данных в удобном для понимания виде. А это требует увеличения объемов обрабатываемой информации, повышения скорости обработки данных с использованием 64-битных технологий, дальнейшего развития пользовательских интерфейсов.

CNews: Каково соотношение на российском рынке CPM-решений западных и отечественных разработчиков?

Сергей Карпуничев: Всего на нашем рынке активно представлены около 7 западных и 4 российских разработчика CPM-решений полного цикла, эти решения включают инструменты планирования, мониторинга и бизнес-анализа.

Большинство западных разработчиков, представленных сегодня в России, ориентированы в первую очередь на комплексные проекты для среднего и крупного бизнеса. Эти проекты постепенно становятся стандартом управления всего холдинга или предприятия и включают все компоненты CPM. Основная доля отечественных CPM-систем внедряется в предприятиях малого и среднего бизнеса или на уровне департаментов крупных предприятий.

Хотя количество комплексных проектов в нашей стране пока что исчисляется десятками, в целом компании среднего и крупного бизнеса склонны отдавать предпочтение западным системам, исходя, опять же, из влияния процессов глобализации. Компании малого и среднего бизнеса ставят перед собой менее глобальные цели, которые можно достичь менее масштабными решениями. И здесь российские разработчики выигрывают в количественном выражении.

CNews: Какие отрасли сегодня являются лидерами по количеству внедрений систем бизнес-аналитики и управления эффективностью?

Сергей Карпуничев: Готовность компании к внедрению системы управления эффективностью и бизнес-анализа зависит как от уровня развития отрасли в целом, так и от зрелости самой организации. Так, CPM-системы традиционно наиболее востребованы в тех отраслях, в которых идет процесс развития непрерывно в течение долгого времени, например, в торговле. За рубежом одним из наиболее активных потребителей CPM-систем являются финансовые институты, но в нашей стране из-за кризиса в конце девяностых бюджеты банков на развитие ИТ-систем были фактически заморожены. С принятием ряда законов несколько лет назад начался бурный рост страховых компаний, а буквально с 2005 года наблюдается устойчивый рост спроса со стороны банков. Предприятия отдельных отраслей промышленности, таких как энергетика, металлургия, машиностроение, показывают стабильный рост интереса к решениям управления эффективностью, хотя на сегодняшний день в динамике роста спроса они уступают банкам. На компании из сферы услуг и телекоммуникаций приходится значительное количество BI-проектов, и спрос на эти решения здесь также растет.

В сфере государственного и муниципального управления тоже наблюдается рост спроса на CPM-системы. Этот спрос продиктован принятием в 2004 году концепции реформирования бюджетного процесса и последующим интересом к методологиям бюджетирования в госорганах.

CNews: Насколько, на Ваш взгляд, необходимы BI-решения компаниям малого и среднего бизнеса?

Сергей Карпуничев: Любые компании, так или иначе, используют BI-решения, но разной сложности и разного масштаба. На определенном уровне развития достаточно и традиционных электронных таблиц, которые позволяют осуществлять планирование и анализировать информацию. Это тоже технология анализа и представления данных. Но если у вас, например, уже 50 магазинов, то тогда вам потребуется инструмент, который позволит объединить информацию и получить общую картину. По мере того как бизнес укрупняется, требуются все более и более сложные инструменты для поддержания эффективного управления. Сохранение систем управления компанией на более низком уровне развития, чем сама компания, приведет к необоснованному росту штата экономистов, финансистов, аналитиков, которые будут больше половины времени тратить не на исследование данных и подготовку аналитических отчетов, а на их сбор и консолидацию.

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

Таким образом, потребность существует, но масштаб решения должен соответствовать величине компании.

CNews: Существует мнение, что российский рынок еще не готов к сложным CPM и BI-решениям. Как Вы относитесь к такой точке зрения?

Сергей Карпуничев: Вряд ли такое утверждение можно считать справедливым. В большинстве профессиональных систем сложность математического аппарата скрыта за дружественным интерфейсом. Основными пользователями наших решений являются менеджеры компаний, экономисты, аналитики, сотрудники, в компетенцию которых не входит знание языков программирования. После окончания проекта эти же сотрудники, пройдя обучение, самостоятельно развивают и поддерживают созданные в ходе проекта модели. Именно эти сотрудники обосновывают потребность компании во внедрении проекта по управлению эффективностью и формируют спрос. Учитывая существенный объем рынка и высокую его динамику, это означает, что люди готовы к такому уровню сложности информационных систем.

Такой же позиции, на мой взгляд, придерживается и большинство разработчиков крупных западных систем, которые уже присутствуют на нашем рынке. Объем рынка в России в абсолютном выражении еще не на том уровне, который позволяет некоторым игрокам начать полномасштабное наступление. Поэтому не все производители систем бизнес-аналитики открыли здесь свои прямые представительства. Они работают через партнеров, предлагают решения, которые, на их взгляд, будут здесь более востребованными.

CNews: По чьей инициативе обычно происходит внедрение CPM и BI-решений в компании?

Сергей Карпуничев: Здесь можно отметить четкую тенденцию. Раньше идея внедрения систем управления эффективностью была частью общей необходимости в развитии ИТ в компании в целом, без подготовки обоснования или "карты ценностей", которые несет та или иная приобретаемая функциональность для бизнеса. Заказчиками при выборе и принятии решения в этом случае выступали ИТ-менеджеры.

Александр Осипов, МегаФон: Эффективность киберзащиты вырастет, если снизится рутинная нагрузка на специалистов
безопасность

Сейчас, как правило, каждый проект имеет своего заказчика, менеджера, отвечающего за определенную область бизнеса в компании. Имея поставленные перед собой цели, они довольно ясно понимают, какие ресурсы им необходимы, в том числе информационные. На основании этого формируется видение, каким требованиям должна отвечать система управления эффективностью, какая требуется функциональность.

Инициаторами проектов в области решений управления эффективностью выступают менеджеры и директора по стратегии, по развитию, финансовых служб, генеральные директора, если задачи касаются планирования бизнеса, мониторинга ключевых показателей, анализа эффективности. Роль руководителей ИТ-службы в этом случае состоит в обеспечении интегрируемости ИТ-решений между собой и соответствия выбранного программного продукта корпоративной ИТ-стратегии. Если основная задача будущего проекта – консолидация данных, то инициаторами построения хранилища данных выступают именно ИТ-директора.