Статья

Сергей Капцов: Новая технология перевернет рынок видеоконференцсвязи

Телеком Интеграция Инфраструктура
мобильная версия

Рынок видеоконференцсвязи (ВКС) динамично развивается. Появление новых решений класса High Definition может существенным образом изменить расстановку сил и привести к появлению новых лидеров в области ВКС. О текущих тенденциях и о новых технологиях ВКС в интервью CNews рассказывает директор компании "Авикон" Сергей Капцов.

CNews: Какие основные тенденции определяют развитие рынка ВКС в России? Как российский рынок отличается от мирового?

Сергей Капцов: Мы уже привыкли, что на рынке ВКС фактически сложилась дуополия - доминируют два серьезных конкурента – компании Tandberg и Polycom. В соответствии с разными отчетами, в среднем на серверное оборудование Polycom приходится почти половина рынка, меньшую часть занимают серверы компании Tandberg. Если говорить о терминалах, то соотношение примерно одинаково – по 40% на каждого вендора. Но в 2005 году произошли изменения, которые могут существенным образом отразиться на расстановке сил на рынке ВКС. В течение года громко заявили о себе два серьезных игрока.

Во-первых, это компания Codian, которая присутствовала на рынке в течение нескольких лет и сейчас предложила принципиально новый продукт – сверхвысокопроизводительный сервер многоточечной конференцсвязи, рассчитанный на работу в IP-сетях. Учредители компании Codian имеют достаточно большой опыт работы в области IP-окружения – и, в частности, создали и успешно продали Cisco свою предыдущую компанию Calista. Нынешняя продуктовая линейка Codian очень сильно теснит основных конкурентов - Tandberg и Polycom.

Во-вторых – компания Lifesize, продвигающая на рынок оборудование, позволяющее осуществлять ВКС с разрешением высокой четкости High Definition. Эта технология появилась на рынке только в прошлом году, а продукт стал коммерчески поставляться только 19 декабря 2005 года. На мой взгляд, его появление стало фактически революцией в области предоставления услуг ВКС, поскольку система Lifesize Room существенно превосходит по качеству изображения существующие альтернативы, предоставляя примерно в 10 раз большее разрешение при канале начиная с 1 Мбит/с. Пока Lifesize продает только один свой продукт, но в течение первого квартала должны появится и другие модели. Все это стало возможным за счет использования новых, более производительных, специализированных процессоров, лучшим образом адаптированных к этим технологиям. Разрешение высокой четкости дает совершенно новое представление о возможностях ВКС. Если раньше при продаже оборудования нам приходилось едва ли не оправдываться перед заказчиками за качество видео, которое не соответствовало даже качеству телевидения, то сейчас Lifesize Room выполняет обмен изображениями высокой четкости (1280 x 720 пикселей) при скорости потока 1 Мбит/с, обеспечивая "качество DVD" при 512 кбит/с и "качество кабельного телевидения" при 384 кбит/с.

Таким образом, оборудование этих двух производителей полностью поменяло расстановку сил на мировом рынке ВКС. В России ситуация будет развиваться аналогично. Безусловно, будут продолжать разрабатываться проекты, основанные на традиционных продуктах Tandberg и Polycom, поскольку в России проектные решения закладываются на один-два года. Сейчас мы являемся единственным дистрибьютором, осуществляющим поставки продуктов Codian и Lifesize, при этом мы будем продолжать работать с компаниями Tandberg и Polycom. Интересно то, что стоимость нового оборудования не выше стоимости традиционных решений, а набор его функциональных возможностей намного больше. Эти системы полностью совместимы, а обработка видеосигнала базируется на стандартных протоколах (H.264 и H.263).

CNews: Как вы оцениваете динамику роста объема продаж систем ВКС по итогам 2005 года? Какова структура продаж на рынке ВКС по вендорам? Как она изменилась за последние годы, и с чем это связано?

Сергей Капцов: Структура продаж по вендорам практически не менялась. Как я уже говорил, 19 декабря появилась коммерческая версия продукта Lifesize, а Codian появился в нашем портфеле осенью 2005 года, и на сегодняшний день мы продали уже 5-7 систем. У нас сейчас в основном преобладает такой подход – оборудование фирмы Polycom мы продвигаем как наилучшее среди серверного оборудования ВКС, а оборудование Tandberg как наилучшее оборудование в виде терминалов.

Если говорить про динамику роста продаж оборудования, то в целом мы каждый год растем примерно на 30%. Причем, мы существенно отличаемся от Европы в лучшую сторону, где динамика продаж ВКС в последние годы сильно не меняется. Недавно в компании Tandberg фактически за невыполнение плана расстался со своей должностью президент. Не подтверждено документально, но ходят упорные слухи об увольнении вице-президента по мировым продажам компании Polycom. Все это только иллюстрирует рыночные тенденции.

В России другая ситуация. В частности, по словам вице-президента по региональным продажам Polycom в Центральной Европе Дорис Албиз, порядка 60-70% европейских продаж приходится на заказы из России.

На мой взгляд, позитивная динамика в России существенна и во многом обусловлена тем, что наш рынок ВКС начинался практически с нуля. Не будем забывать также более высокие темпы экономического роста и географические особенности нашей страны.

CNews: Известно, что в конце 2005 года Skype представила версию приложения для интернет-телефонии, в списке функций которой появилась бесплатная видеотелефонная связь. Насколько серьезно это может отразиться на расстановке сил на рынке ВКС? Будет ли это решение иметь популярность среди корпоративных заказчиков?

Сергей Капцов: Услугами Skype как интерент-телефонией мы активно пользуемся довольно давно и, прежде всего, потому, что качество передачи голосового трафика намного выше мобильной связи. Но рассматривать Skype как средство ВКС я, к сожалению, не могу, поскольку качество передаваемого изображения очень низкое – нет синхронизации между звуком и видео. На мой взгляд, Skype – скорее не ВКС, а возможность просто посмотреть на собеседника. В ближайшее время инструментом ВКС Skype не будет.

Сейчас на рынке существует в этом смысле более достойный продукт - Polycom PVX. Мы смогли договориться с вендором, чтобы операторы связи могли бесплатно размещать демо-версию этого продукта у себя на сайтах. Отличие от полнофункциональной версии программы заключается в том, что время соединения ограничено пятью минутами. И если вы не хотите покупать лицензию, стоимость которой составляет $150, то каждые пять минут связь будет прерываться. Сейчас любой желающий может скачать демо-версию с сайта "РТКомм". Стоит отметить, что PVX является полноценным средством ВКС, выполненным на профессиональном уровне.

Другой недостаток Skype - несовместимость со стандартными протоколами и технологиями видеоконференцсвязи. Skype работает по собственному протоколу, со Skype можно звонить только на Skype. Тогда как Polycom PVX совместим с любой системой ВКС.

Сейчас мы видим, что крупные заказчики, такие как "Газпром", "Лукойл", "РТКомм", закупают большие полноценные аппаратно-реализованные системы для руководителей, а программные продукты PVX устанавливают либо на персональные компьютеры рядовых сотрудников, либо на ноутбуки руководителей для того, чтобы иметь возможность общаться в любом месте. На мой взгляд, это более заманчивое предложение. Теперь мы не ограничены аппаратно реализованными решениями, которые неудобно перевозить с места на место.

К тому же стоимость традиционных систем ВКС довольно высока - около $5-10 тыс., в то время как лицензия PVX составляет $150. Но противоречия в этом нет – качество, которое дает usb-камера и неспециализированный процессор, не настолько высокое, чтобы развернуть изображение на большой экран для просмотра в зале заседаний или для общения большого количества людей. В корпоративном секторе PVX подойдет для обеспечения связи между диспетчерами, общения технического персонала. Плюс к этому, PVX – хорошее средство для общения частных лиц.