Статья

Рынок СЭД 2013: правила диктуют разработчики

Конференции Документооборот
мобильная версия

Россия уже привыкла к СЭД. Регионы активно избавляются от бумажного документооборота, компании оптимизируют бизнес за счет подобных решений. При этом многие российские разработки ничуть не уступают западным ECM и по функционалу покрывают текущие и даже будущие потребности российских предприятий. О том, что все еще мешает развитию рынка и о результатах внедрений говорили участники конференции "Рынок СЭД 2013: новые требования", организованной CNews и CNews Analytics.

Иван Ласкин: Компании стремятся превратить СЭД в полноценную корпоративную систему

На вопросы CNews ответил Иван Ласкин, руководитель направления СЭД "Тезис" компании Haulmont.

CNews: Каковы, на ваш взгляд, основные преимущества решений от западных вендоров перед российскими разработками?

Иван Ласкин: У локальных и западных систем разные истории развития: отечественные СЭД в большинстве своем создавались еще в 90-х годах прошлого века и ориентированы на решение каких-то конкретных функциональных задач, а не на повышение эффективности бизнеса клиента. Эти закостенелые системы своей перегруженностью и неприспособленностью к современным ИТ-тенденциям могут портить имидж российских СЭД. Но есть и другие, более современные разработки с клиентоориентированым подходом, позволяющие решать комплексно вопро сы автоматизации бизнес-процессов организации за счет большего потенциала платформы.

Если говорить о расширении области применения СЭД в разрезе западного и российского опыта, то мы наблюдаем схожие тенденции – крупные и средние компании стремятся внедрять и использовать корпоративные системы не только для узкого решения каких-то конкретных задач автоматизации документооборота. Таким компаниям мы даем возможность "вырастить" современную СЭД до полноценной корпоративной информационной системы, позволяющей автоматизиров ать любые бизнес-процессы с нуля. Похожие проекты у нас были и в Англии, и во Франции, и в России в самых различных отраслях, поэтому мы говорим о существующей тенденции расширения функциональности традиционных СЭД.

Решения подобного уровня возможны только на гибкой платформе, на которой базируется сама СЭД. В нашем случае это платформа уровня предприятия - обобщение более чем 10-летнего опыта построения корпоративных приложений. На ней у нас строятся высоконагруженные решения класса КИС, ERP в Европе. При этом компоненты платформ? ? позволяют создавать приложения в относительно сжатые сроки и с меньшими затратами.

Не стоит забывать и о запросах потребителей. По мнению аналитического агентства Gartner, в ближайшее время открытый код может стать ключевым элементом оценки качества ПО на уровне потребителя. И основным фактором, обеспечивающим рост рынка приложений, является популярность языка программирования Java. Поэтому СЭД должна давать возможность выбора – либо сам заказчик силами своего ИТ-персонала развивает систему, либо с быстрой помощью разработчика СЭД.

Современные СЭД, будь то российской разработки или западной, должны отвечать не только запросам клиентов к функциональности системы, но и быть просто актуальными в свете основных ИТ-трендов, таких как мобильность, BYOD (“принеси свое собственное устройство”), облачные технологии.

Для успешного использования решения в рамках всеобщей мобильности и, в частности, в тренде BYOD, система, по нашему мнению, должна обладать полноценным web-клиентом и не ориентироваться только на какую-то одну платформу, что позволит гораздо более полно отвечать запросам пользователей.

Что касается облачных технологий, то легкость адаптации к облакам и виртуализации, на наш взгляд, выступают как обязательные характеристики современной СЭД. В частности, если говорить о продуктах компании Haulmont для России, и конкретно о системе "Тезис", то при создании решения мы постарались максимально учесть опыт своих зарубежных проектов и отразить все вышеописанные характеристики – кросс-платформенность, полноценный web-клиент, открытый код, тонкий клиент и мобильная версия.

CNews: Какой проект, реализованный вами в 2012 г., был наиболее интересным?

Иван Ласкин: В 2012 г. было много интересных крупных проектов в различных отраслях: нефтегазовой, промышленной, банковской, госсекторе... В качестве примера интересного проекта я бы выделил создание единой платформы для развития корпоративной информационной системы (КИС) и автоматизации документооборота для "Российского морского регистра судоходства", реализованный на текущей момент в 34 странах мира.

Особенностью проекта внедрения была широкая территориальная распределенность подразделений, сжатые сроки и наличие многочисленных разрозненных локальных решений по автоматизации отдельных процессов в подразделениях заказчика. Заказчик нуждался не только в типовом едином электронном документообороте, но и в автоматизации специфических бизнес-процессов, выходящих за пределы области применения классических СЭД: автоматизация оформления заявок на освидетельствование судов, процессов проверки выдаваемых документов и ознакомления с нормативными документами и др. Обязательным условием было обеспечение высокой отказоустойчивости и скорости работы системы даже на низкоскоростных каналах связи.

На сегодняшний день система "Тезис" успешно справляется с решением поставленных задач. Во всех подразделениях компании, где бы они не находились - в Кейптауне или Хабаровске, теперь используется единый автоматизированный стандарт заполне? ?ия заявки на освидетельствование судов.

Благодаря интеграции системы с бухгалтерскими программами (1С) был также автоматизирован процесс выставления счетов по этим заявкам. Плюс автоматизированы процессы классической канцелярии, внутренней переписки и согласования документов и их надежного централизованного хранения в рамках электронного архива с возможностями поиска по различным критериям. Таким образом, в довольно сжатые сроки нам удалось предоставить заказчику единую схему регистрации и хранения электронных копий до кументов с унифицированным механизмом формирования поручений и сквозного контроля исполнения любых типов документов.

Сильная территориальная распределенность отделений заказчика, накладывала свои ограничения на процессы обучения сотрудников основам работы в системе. И тут мы тоже справились успешно – была организована серия обучающих вебинаров, и благодаря им и легкому интуитивно-понятному интерфейсу СЭД "Тезис" была принята во всех филиалах заказчика по всему миру.