Спецпроекты

Рынок SaaS: "коробки" вымрут, чтобы возродиться в "облаках"?

Конференции SMB Облака SMB Интеграция
Давно ожидаемое появление на рынке SaaS-сервисов по предоставлению корпоративного ПО означает, что малые предприятия наконец смогут забыть про серверы и системных администраторов, получив из "облака" то, в чем они нуждаются. О том, станет ли миграция в облака массовой и насколько она затронет СМБ, говорили эксперты на конференции "Рынок SaaS: перспективы развития", организованной CNews Conferences и CNews Analytics.

В том или ином виде SaaS использует каждая третья компания, в то же время самый популярный по факту сервис электронной почты существенно задавлен поисковыми и прочими провайдерами и ощутимой монетизации, видимо, не подлежит. Российский рынок SaaS стремительно растет, увеличиваясь в разы. Однако абсолютный объем этого сектора по-прежнему находится в пределах погрешности, составляя около 1% от российского рынка ИТ.

Концептуальные преимущества SaaS-модели достаточно хорошо известны, потенциальные недостатки и сдерживающие развитие факторы – тоже. На чем же ставить акцент провайдерам SaaS: на описании технологий или на структуре ценообразования? К кому адресовать маркетинговое предложение: к ИТ-специалистам или руководителям бизнеса? И какого – среднего или крупного?

Пока аналитики размышляют над этими вопросами, сами провайдеры постепенно выводят на рынок все новые сервисы, причем особое внимание обращают на себя те из них, которые предлагают в облачном формате программные продукты, имеющие уже сформированную и понятную потребителям ценность. Начнет ли коробочное ПО вымирать на ПК и локальных серверах, чтобы возродиться в своей облачной ипостаси – покажет время.

Определенное преимущество на изменяющемся рынке ПО получат ИТ-компании, способные трансформироваться и развиваться, готовые пойти за потребностями клиентов, работающих в конкретных отраслях, о чем также немало говорилось на конференции.

SaaS специально для вас

Microsoft инвестировала 2 млрд долл. в "облака" и теперь, при помощи 12 тыс. партнеров по всему миру, предлагает сервисы на базе своих дата-центров (их более 100). Около 10 тыс. коммерческих клиентов и 500 госзаказчиков уже приобрели облачные лицензии вендора, причем реализация услуг хостинга в 4 раза опережает их продажи крупному бизнесу, а продажа SPLA-лицензий для субпровайдеров растет в 3 раза быстрее реализации коробочного ПО и корпоративного лицензирования.

Магистральная дорога в "облака", по мнению руководителя направления маркетинга облачных технологий российского представительства Microsoft Юрия Ларина, проходит от традиционного ЦОД - через виртуализованный - к частному "облаку". "Частное "облако" позволяет размышлять и действовать уже не на уровне виртуальных машин, а на уровне приложений и, при необходимости, использовать ресурсы публичного "облака". При этом оно не противопоставляется остальным способам распространения лицензионного ПО. "Не для всех, может быть, переход от капитальных затрат к операционным актуален", – предположил спикер и описал различные сценарии "мягкой" поэтапной миграции, управляемой клиентом, предусматривающие сохранение отработанных технологий с накопленными в компании компетенциями и "мирное сосуществование" локальных и облачных версий ПО на примере MS Exchange и других решений.

"Active Directory позволяет в создать облачный сервис единого входа (single sign-on). Ожидаемый System Center 2012 покажет на единой панели управления все приложения, которые запущены как в частном, так и в публичном "облаке", что поможет ИТ-персоналу ЦОД общаться с бизнес-потребителями на одном языке. Все то же самое, что делалось, например, на .Net и Visual Studio, будет работать и в "облаке", а технология Hyper-V дает возможность легкого переноса приложений (из числа тех, которые сейчас работают в "традиционном" (невируализованном) ЦОД в публичное "облако" с ОС Windows Azure", - развил тему миграции приложений г-н Ларин.

Microsoft уже подписал с "Ростелекомом" соглашение о намерениях. Это сотрудничество, в частности, должно облегчить вывод облачных сервисов на рынок госпредприятий. Как сказал г-н Ларин, "многие заказчики говорят, что ждут предложения услуг именно от РТК как от назначенного государством провайдера, национального облачного оператора".

"Офис 365" – иметь, не владея

Web Apps (Word, Exel, PowerPoint, Outlook и пр.) - облачные варианты знакомых по стандартным офисным пакетам от Microsoft. Они, вместе с защитой от спама и антивирусом, входят в состав SaaS-пакета из публичного "облака" Microsoft Office 365 и дополнены онлайн-версиями Exchange, Lync и др. Месячная подписка на Office 365 доступна каждому, шкала цен начинается с нескольких сотен рублей за пользователя. "Офис 365 - это стандартно и дешево. Там есть определенные возможности для кастомизации, но если нужны дополнительные функции, большая гибкость по настройкам и оплате, то мы призываем вас работать с хостинг-провайдером", – подчеркнул г-н Ларин, передавая слово представителю такой компании – "Вымпелкома".

Начальник отдела развития продуктов и услуг департамента маркетинга "Вымпелкома" Тимофей Толпежников рассказал о сервисах из уже зарекомендовавшего себя пакета "Билайн Бизнес", вместе с которым можно теперь приобрести и MS Office 365, подчеркнув при этом, что стандартные SaaS-сервисы рассчитаны, в первую очередь, на СМБ.

"Миграционный процесс для крупных компании, где уже есть инфраструктура, которой привыкли пользоваться, - это отдельная история. Со следующего года мы планируем добавить возможность выбора и приобретения на нашем портале ПО, увеличить список SaaS- и IaaS-предложений. Сдерживающим фактором сегодня является необходимость заключения бумажных договоров, опасения пользователей - за качество SaaS и некоторых ИТ-подразделений - за свой бюджет, – поделился опытом г-н Толпежников. – Последняя иллюзия, что данные находятся у клиента, постепенно исчезает. Клиенту приходится верить не только своим сотрудникам, но также и оператору связи и вендору, что они могут выполнить SLA, обеспечить необходимый уровень ИБ и непрерывности сервиса".

"Некоторые из сервисных планов Office 365 включают в себя пакет Office Professional Plus для установки на компьютер (ежемесячно проверяющий через интернет, оплачено за него или нет), но для остальных планов подобная возможность является опционной", - добавил выступающий.

Юрий Ларин: Мы делаем ставку на гибридное облако

Руководитель направления маркетинга облачных технологий компании Microsoft Юрий Ларин уверен, что компаниям нужно предлагать не просто услуги из облака, но возможность интеграции облачных решений с локальными бизнес-системами.

CNews: Как вы оцениваете динамику рынка SaaS в России – на фоне глобальных показателей?

Юрий Ларин: Российский рынок SaaS находится в начальной стадии развития, однако будет динамично расти в ближайшие годы.

Читать далее

Персона месяца

Импортозамещение не должно порождать некачественные продукты для местечкового применения

Сергей Калин

президент компании «Открытые технологии»

Технология месяца

Цифровизация электросетей реализуется преимущественно на отечественных технологиях

Игорь Маковский

генеральный директор «Россети Центр»