Статья

Рынок нетбуков: достигнут ли "потолок"?

Интеграция Инфраструктура
мобильная версия

Рынок нетбуков в 2008 году стали одним из самых быстроразвивающихся сегментов рынка компьютерного оборудования в России. Данное направление можно назвать нишевым, однако "мининоутбуки" пользуются огромным спросом, который, как отмечают эксперты, не нужно создавать. Как ожидается, через 1-2 года конкуренция усилится, в основном, из-за выпуска нового поколения устройств, нечто среднего между КПК и нетбуков, по стоимости на порядок ниже.

По оценкам игроков рынка, общее количество проданных нетбуков всех вендоров 2008 году составило около 400 тыс. штук (по оценкам IDC – 580 тыс. штук), при этом на самое начало 2009 года около 130 тыс. устройств оставалось нереализованным. Эти цифры показывают, что доля нетбуков от всего уровня ПК составляет не более 10%. Тем не менее, в сетях компьютерной розницы доля продаж именно этих товаров (по сравнению с продажами ноутбуков в целом) составила по итогам 2008 года от 10 до 25%, а в сотовом ритейле превысила 50% (так, "Евросеть" заявляет о 55%). В специализированном "ноутбучном" ритейле их доля не превышает 10% (например, в NB Company заявляют о 7-8%).

На российском рынке на начало 2009 года были представлены нетбуки практически от всех вендоров портативных устройств, за исключением LG и Dell, чьи модели буквально недавно появились в продаже, и Apple, в модельном ряде которой нет нетбуков.

По оценкам Acer, в Россию в первой половине 2008 года было поставлено не более 80 000 нетбуков, во второй половине 2008 конечным покупателям было продано 120 000 устройств, при этом порядка 70 тыс. приходятся на 4 квартал.

Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент", оценивает этот сегмент рынка приблизительно в 100 млрд руб (то есть, в 300 млн долларов) по итогам 2008 года. По данным отчета IDC, объем рынка в денежном выражении за этот же период составил 255 млн долларов. Из них в 4 квартале в страну было поставлено 121 000 нетбуков на сумму 48 млн долларов, что составило 8,5% от всего рынка ноутбуков в денежном выражении.

Опрошенные CNews игроки рынка (как вендоры, так и дистрибьюторы, и аналитики) отмечают, что в тройку лидеров по данным 4 квартала 2008 года вошли Asus, Acer и MSI.

Доли производителей нетбуков на рынке (по количеству поставок), 2008

Источник: CNews Analytics, 2009

Объясняя расстановку сил на рынке (превышение рыночной доли Asus над Acer), Андрей Коновалов подчеркнул, что это произошло из-за раннего старта продаж моделей Eee PC от Asus, а компании MSI удалось разместить свою удачную Wind на третьей строчке рейтинга (хотя эти нетбуки были ввезены в Россию в 3 квартале, а в продажу поступили только 4) благодаря сбалансированной ценовой политике.

Ценовые границы

Нижняя цена нетбуков в 2008 г. составляла 9990 руб., а верхняя граница была на уровне 20000 руб. – изначально розничные цены на устройства анонсировались на уровне 200 долларов, после старта продаж они поднялись до 500-600 долларов, что было связано с увеличением функциональности устройств. По мнению Григория Низовского, коммерческого директора Acer CIS, "в первой половине года цена на нетбуки в России формировалась производителями, а во второй – рынком: первой половине года мы в основном наблюдали продажи устройств с розничной ценой порядка 10 000 рублей, в 3 квартале появились устройства в ценой до 14 000 – 17 000 рублей, в 4 квартале цены на нетбуки варьировались от 5500 до 17 000 рублей". Зарина Камытбаева, аналитик IDC по рынку ПК, приводит средние цены по кварталам в 2008 г. в диапазоне 340—480 долл. (в зависимости от числа игроков рынка, сложности модели и курс обмена иностранных валют). "Если средняя цена нетбуков на рынке в начале года была в районе 350-400 долларов, то в 3 квартале она выросла до 475 долларов благодаря старту продаж более дорогих моделей нетбуков от таких производителей как MSI и Acer. Однако в 4 квартале средняя цена упала до 400 долларов из-за острой конкуренции в этом сегменте и большого затоваривания рынка", - объясняет динамику изменения цены Михаил Заскалет, генеральный менеджер Dell в России. Как считает Григорий Низовский, причинами падения розничных цен в 4 квартале стала переоценка российского рынка нетбуков основными производителями, а также закрепившаяся в сознании потребителя основная ценность нетбука - низкая цена.

Дмитрий Виноградов, руководитель рабочей группы "Ноутбуки" компании Merlion, отмечает, что, начиная с конца третьего квартала 2008 года, наметилась тенденция к снижению цен в первую очередь на модели с диагональю менее 10 дюймов, и эта тенденция усилилась в четвертом квартале. Этой же точки зрения придерживается и Андрей Коновалов, директор по поставкам Lanck, приводя в пример, что к концу года многие вендоры продавали 8,9-дюймовые модели ниже себестоимости: цена на некоторые модели упала на 30-35%. Федор Волков, директор по развитию компании RoverComputers, предлагает несколько иной подход к разделению нетбуков по ценовым категориям. По его мнению, к концу 4 квартала резко упала цена на модели с твердотельными накопителями: за 6-7 тысяч рублей можно было приобрести нетбук с дисками емкостью 4, 8 и 12 гигабайт, поскольку появились перспективы появления более емких SSD-дисков и снижения цен на них. Цены же на нетбуки с обычными жесткими дисками снизились, в среднем, на 10% в долларовом исчислении, но выросли в рублевом: производители не торопились расставаться с прибылью хотя бы в этом сегменте. "Резкое падение цен на первую группу не помешало успешно продаваться второй", - так резюмирует состояние рынка господин Волков.

Путь нетбуков

О нетбуках, или ультрадешевых ноутбуках, в России заговорили в самом конце 2007 года, почти одновременно с мировым рынком компьютеров (первое такое устройство от Asus появилось в октябре 2007 года, а понятие "нетбук" (устройство для выхода в интернет, отличающееся от ноутбука отсутствием оптического привода, меньшим размером экрана (от 7 дюймов), менее производительным процессором, и весом до 1 кг) было придумано Intel). На тот период на нем уже окончательно карманные миникомпьютеры были вытеснены коммуникаторами, UMPC и интернет-планшеты по-прежнему не могли выйти на широкую аудиторию, а сами ноутбуки все еще являлись достаточно дорогими устройствами.

Доли поставок нетбуков (шт.) на российском рынке, 2008 г. (в % от всех поставок ноутбуков)

Источник: IDC, 2008

Крупные вендоры техники как раз и решились на выпуск нового класса устройств, технические характеристики которых, в принципе, не позволяют им относиться к полноценным ноутбукам, но сам форм-фактор и используемые платформы (Windows и Linux) позволяли запускать традиционные десктопные приложения.