Статья

Российские системы для управления бизнес-процессами набирают популярность

Интеграция Бизнес-приложения
мобильная версия

Система управления бизнес-процессами и взаимодействием ELMA BPM, по наблюдениям участников рынка, занимает лидирующие позиции по числу внедрений на территории СНГ. Причины популярности системы эксперты видят в комплексном подходе к автоматизации деятельности предприятий, учитывающем специфику конкретных отраслей бизнеса, проблемы и перспективы развития отдельно взятой компании-заказчика.

Пока на московских ИТ-конференциях продвигаются решения крупных мировых вендоров, российские компании в регионах все чаще отдают предпочтение отечественным технологиям. Причина проста: знание специфики и реалий российского бизнеса позволяет российским вендорам создавать решения, максимально соответствующие требованиям сегодняшнего дня.

Отечественные ИТ-продукты выигрывают у западных конкурентов и по ряду других параметров, таких, например, как легкость развертывания, простота пользовательского интерфейса и, конечно, гибкая ценовая политика. Все эти преимущества, как считают эксперты, заложили значительный потенциал и перспективы в развитие отечественного сегмента ИТ-рынка.

«Если раньше зарубежные компании выступали в роли поставщиков базовых платформ, а российские производили на их основе конкретные решения, то сейчас ситуация изменилась. Заказчиков больше интересует применение целых платформ, поскольку значение приобретают возможности дальнейшего развития, роста функциональности внедренной системы и интеграции, – рассказывает Алексей Будин, директор компании ELMA. – Благодаря глобализации рынка российские разработчики, конечно, получают стимул к развитию своих продуктов, расширению их функционала, повышению производительности и масштабируемости».

Компания ELMA (г. Ижевск) демонстрирует пример интенсивного развития BPM-технологий в соответствии с потребностями рынка. В 2006 г. компания стремительно вошла на отечественный ИТ-рынок с собственным программным продуктом – системой управления бизнес-процессами ELMA BPM. Одновременно с этим начался непрерывный процесс совершенствования и развития платформы, создания новых решений на ее основе.

Нужно отметить, что архитектура ELMA BPM позволяет реализовывать широкий спектр решений, ориентированных на самые разные стороны управленческой деятельности, а также адаптировать их под специфику конкретной компании. Благодаря этому, ELMA в короткие сроки стала BPM-системой номер 1 по количеству внедрений на территории СНГ и продолжает удерживать лидирующие позиции в регионе по сей день.

За плечами специалистов ELMA – более 200 проектов, реализованных на территории России, Казахстана и Украины. При реализации проектов применяется гибкий подход к решению управленческих задач компании-заказчика, учитывается специфика конкретной сферы деятельности. Это позволяет успешно решать задачи различного уровня сложности.

Помимо малого и среднего бизнеса в число заказчиков ELMA входят крупные бизнес-структуры и госсектор. Успех компании ELMA служит одним из подтверждений того факта, что российский бизнес созрел для внедрения современных управленческих технологий и понимает ценность таких мер, как внедрение СЭД, формализация бизнес-процессов, отслеживание KPI и качественное управление проектами.

Комплексный подход к управлению – залог гармоничного развития

Однако в ELMA убеждены, что автоматизация отдельных областей и участков управленческой деятельности без целостного понимания того, как должна быть выстроена эффективная управленческая стратегия, мало что даст. Иными словами, только комплексный подход к автоматизации деятельности компании позволяет достичь необходимого уровня контроля над ее процессами и показателями. А это в свою очередь – важное условие того, что дальнейшее развитие и масштабирование компании будет прогнозируемым и управляемым.

Платформа ELMA BPM на сегодняшний день объединяет в себе очень широкий набор возможностей. Это и управление бизнес-процессами, и электронный документооборот, и CRM, и отслеживание KPI, и управление проектами. «Для компаний ряда отраслей система даже может играть роль ERP-системы, так как позволяет управлять ресурсами предприятия», – считает Сергей Пахомов, генеральный директор компании «Плансис», официального дилера ELMA в Москве. В то же время ELMA BPM – это не просто набор разрозненных решений, перекрывающих отдельные потребности бизнеса.

Основная цель, которая объединяет все продукты линейки ELMA в единую и логичную систему, заключается как раз в том, чтобы навести порядок в управлении компанией, освободив тем самым время и ресурсы для ее развития и масштабирования. В этой связи сначала решаются первоочередные задачи в рамках проекта: вносятся коррективы в стратегию, описываются бизнес-процессы, пересматривается организационная структура. Оптимизация управления компанией осуществляется в ходе внедрения четких процессных моделей. За счет слаженного и эффективного взаимодействия между сотрудниками и подразделениями, а также прозрачности всех операций для руководства, удается существенно ускорить темпы развития компании.

После того, как наведен порядок в управлении ключевыми бизнес-процессами компании, автоматизируются другие, более специфичные контуры управленческой деятельности: внедрение электронного документооборота, проектного управления, контроля KPI. В этом заключается принцип платформы ELMA BPM: каждое из приложений, реализованных на ее основе, ориентировано на решение конкретного круга задач, актуальных для определенной стадии развития управленческой системы. Таким образом, функционал ELMA предвосхищает дальнейшее развитие компании и рост ее потребностей.

Инструменты, которые помогают бизнесу экономить время

Разработчики ELMA понимают, что время является одним из наиболее ценных ресурсов любой компании, и изучение функциональных возможностей системы не должно стать помехой в рабочем процессе. Поэтому при разработке и обновлении системы большое внимание уделяется простоте ее настройки и пользования.

Другой аспект, учитывающийся разработчиками ELMA – экономия бюджета заказчика при настройке системы. «Все чаще заказчик выражает готовность настраивать систему самостоятельно, без привлечения дорогостоящих специалистов. Наибольшим спросом легко настраиваемые решения пользуются в сегменте малого и среднего бизнеса, – отмечает Алексей Будин. – С учетом этого мы закладываем в структуру ELMA широкие возможности кастомизации. Простой и интуитивно понятный интерфейс позволяет самостоятельно и непрерывно оптимизировать управление компанией».

Разработчики не ошиблись в выборе стратегии, потому что именно из-за широких возможностей кастомизации ELMA клиенты отдают предпочтение данной системе. «Решающим фактором в выборе системы компании ELMA для нашего холдинга оказалось наличие возможностей расширения системы под наши нужды», – подтвердила Юлия Меркурьева, генеральный директор петербургской компании «Платонов и партнеры».

Развертывание системы осуществляется в максимально сжатые сроки. Так, например, внедрение системы на 50 пользователей в компании «Ваша мебель» заняло всего 2,5 месяца. Самое масштабное внедрение системы в одном из крупнейших финансовых учреждений Урала – «Запсибкомбанк» – было рассчитано на более чем 3 000 пользователей и заняло меньше года.

ELMA предлагает руководителям и топ-менеджерам широкий набор инструментов по контролю деятельности компании в интерактивном режиме. Система позволяет отслеживать выполнение процессов как «сверху» – для этого реализованы информативные графики и дэшборды, так и «снизу» – исполнители сами могут вносить свои комментарии к течению процессов.

На основании принятых решений в процессы оперативно вносятся коррективы, которые немедленно вступают в силу. Как показывает практика, не все управленческие решения оказываются верными, и этот аспект разработчики ELMA тоже учли: в системе хранится история всех изменений, благодаря чему всегда можно вернуться к предыдущим версиям, либо посмотреть всю историю улучшений бизнес-процесса.

Следуя общемировому тренду, ELMA давно реализовала возможности работы в системе с мобильных устройств. Удаленный доступ позволяет руководителям быть в курсе текущего положения дел в компании круглосуточно, находясь в любой точке мира.

Новый порядок

В апреле 2014 г. вышла новая версия ELMA 3.5. При ее разработке был сделан акцент на оптимизации пользовательского интерфейса, его удобстве, дизайне и легкой персонализации. В новой версии реализована настройка ролевых интерфейсов. Редактор портала позволяет выделить типы пользователей, работающих в системе, настроить сценарии для каждого пользователя, и, исходя из набора сценариев, сформировать удобный ролевой интерфейс, построенный конкретно для этой роли. Разработчики рассчитывают, что этот функционал будет способствовать ускорению работ, так как интерфейсы уже адаптированы под конкретную роль.

В обновленной ELMA появился инструмент для стратегического планирования «Карта целей». Он позволяет определить основные направления развития, назначить цели и раздать задачи для реализации поставленных целей каждому сотруднику.

В платформе BPM теперь есть «Эмулятор бизнес-процесов», благодаря которому можно протестировать процесс, не запуская его в продуктивную среду. Существенная часть обновлений пришлась на приложение ELMA ECM+. В нем реализованы предпросмотр документов и интеграция с ABBYY RecognitionServer. В приложении ELMA CRM+ появился качественно новый инструмент – управление эффективностью маркетинговых мероприятий. В русле максимальной открытости ELMA к доработкам и расширению базовых возможностей был разработан новый продукт – ELMA Framework 1.0, позволяющий реализовать новый функционал или разработать собственное решение на платформе ELMA.

Философия будущего

ELMA BPM – это не просто программный продукт с широким и разноплановым функционалом. Решение несет в себе особую управленческую философию, в соответствии с которой недостаточно контролировать текущее положение дел в компании, необходимо предвидеть перспективы ее развития и те потребности, которые могут возникнуть в дальнейшем.

На практике это реализуется следующим образом: в результате внедрения ELMA достигается необходимый уровень прозрачности операционных процессов. Это освобождает руководство и топ-менеджмент от необходимости решать рутинные задачи вплотную заняться стратегией развития. По мере роста потребностей компании, появления новых управленческих задач подключаются дополнительные решения, реализованные на базе платформы: ECM+, Проекты+, CRM+ и приложение ELMA KPI.

Как известно, бизнес не стоит на месте, он непрерывно развивается. В тесном сотрудничестве с бизнесом совершенствуют свои продукты и ИТ-вендоры. По словам разработчиков ELMA, они также не собираются останавливаться на достигнутом и продолжают работу над новым функционалом системы ELMA BPM – решения, которое помогает не только навести порядок в компании, но и определить ориентиры и динамику ее развития в дальнейшей перспективе.