Статья

Распространение ПО: 1С добилась своего

Бизнес Техника Интеграция Бизнес-приложения
мобильная версия

Создание многотысячной армии партнеров 1С и титанические усилия компании по борьбе с пиратством приносят свои плоды. Доходы от продажи собственного и чужого ПО продолжают стремительно расти.

Дошли до ПО

Дистрибуция программного обеспечения на российском рынке долгое время считалась менее приоритетным направлением, чем дистрибуция «железа». Бизнес, делавший первые шаги на пути к компьютеризации, активно закупал оборудование и не особо интересовался, какое ПО — пиратское или лицензионное — на него установлено. Сейчас, на фоне относительной стабилизации рынка и роста темпов информатизации экономики, ситуация постепенно меняется. Отечественный пользователь — как корпоративный, так и частный — уже готов вкладывать деньги в легальные программные продукты. Подъем на рынке софтверной дистрибуции констатируют как эксперты отрасли, так и сами игроки.

Лицо отечественной софтверной дистрибуции, как и самого рынка ИТ, постепенно начинает приобретать цивилизованные черты. Развитие сегмента продолжает двигаться в сторону западной модели. Наконец, завершается «подростковый» этап первоначального насыщения «железом». В мировом ракурсе, представляемом IDC, Россия уже почти догнала Испанию. Доля ПО в структуре отечественного рынка ИТ, общий объем которого оценивается Минсвязи в $6,9 млрд., в 2003 году выросла до 11%, доля ИТ-услуг — до 25%. Очевидно, что пока эти показатели несопоставимы с итальянскими или французскими, не говоря уже о высокоразвитых ИТ-рынках Германии и Великобритании.

Структура ИТ-рынка России, 2003 г.

Структура ИТ-рынка России, 2003 г.

Источник: Минсвязи, 2003 г.

В настоящий момент отечественные предприятия уже готовы делать ставку на автоматизацию как залог успешного ведения своего бизнеса. Оказываясь перед выбором адекватного программного продукта, сектор СМБ (средний и малый бизнес) пока ориентируется преимущественно на предложения со стороны отечественных разработчиков, которые в первую очередь удовлетворяют его с точки зрения соотношения функционала и цены. Подтверждение тому — динамика роста продаж традиционно пользующихся спросом в этом сегменте продуктов системы «1С: Предприятие». По данным компании, доходы от продаж этих продуктов за весну 2004 года превысили на 43% показатель за аналогичный период 2003 г. Напомним, что по итогам 2003 года компания остается одним из ведущих разработчиков ПО в России. Так, в рейтинге крупнейших отечественных ИТ-компаний CNews100 она занимает 27-ю строку.

С другой стороны, по мере роста личных доходов и увеличения числа домашних компьютеров, растет спрос на так называемое домашнее ПО — прежде всего, игры и обучающие программы. Частный пользователь в России гораздо дольше, чем корпоративный, переходил от пиратских продуктов к легальным. Тем не менее, темпы роста продаж контрафактного домашнего ПО все же уменьшаются, и доля лицензионного софта в этом секторе растет, чему в немалой степени способствует усиление мер по борьбе с пиратством.

В свою очередь, растут продажи легальных «коробок». Показательны здесь также результаты продаж фирмы 1С: в 2003 году продажи «1С: Мультимедиа» увеличились на 89%. Этот показатель коррелирует с оценками, например, Intel роста лицензионного рынка компьютерных игр в России — на 80–100% в год. Вообще, при том, что оборот российского рынка игрового ПО ($150–200 млн. в 2003 году) пока уступает показателям западных и азиатских рынков (особенно южнокорейского), специалисты утверждают, что условия для его развития в России и странах СНГ складываются практически «тепличные». Хотя бы потому, что при растущем спросе стоимость разработки здесь ниже, чем в Европе и США. В целом, по прогнозам Минсвязи, к 2005 году объем производства ПО в России должен вырасти до $1 млрд.

Продажа коробочных продуктов 1С *

Продажа коробочных продуктов 1С *

Источник: 1С, 2004 г.

Прилив спроса

Экспертные оценки относительно объема и роста рынка дистрибуции — как «железной», так и ПО — всегда озвучиваются с оговоркой «приблизительно», ввиду специфики самого бизнеса. Однако вполне определенные выводы можно сделать на основании тех показателей роста, которые заявляет по итогам года компания, устойчиво занимающая на этом рынке лидирующие позиции. Продажи 1С на внутреннем рынке выросли в 2003 году на 37,1%. При этом собственно рост российского ИТ-рынка, по оценкам Минсвязи, составил 20,3%. Западные аналитики, например, IDC, указывают цифру порядка 26% — что превосходит показатели не только Великобритании и Испании, но также динамично развивающихся рынков Индии и Китая.

Соответственно, экстраполируя, можно констатировать положительную динамику развития отечественной дистрибуции софта и превышение показателей роста рынка в целом. Между тем, условия для развития этого сектора в России пока не самые благоприятные. Распространение и, собственно, производство российских программных продуктов по-прежнему тормозится, во-первых, недостаточной поддержкой со стороны государства (в первую очередь, высокими барьерами на экспорт из России высокотехнологичной продукции), а во-вторых, лоббированием интересов западных компаний-разработчиков.

Рост ИТ-рынка России в 2003 г.
Рост ИТ-рынка России в 2003 г.
Рост продаж 1С на внутреннем рынке
Рост продаж 1С на внутреннем рынке
Рост продаж в партнерских фирмах 1С
Рост продаж в партнерских фирмах 1С

Источники: Минсвязи, 1С

Дистрибуируемые в данный момент на отечественном рынке программные продукты можно условно разделить на следующие группы:

  • офисные пакеты;
  • бизнес-софт;
  • антивирусные пакеты;
  • продукты для обеспечения информационной безопасности (виртуальные сети, защита жесткого диска, защита передачи информации по локальной сети, межсетевые экраны);
  • графические/издательские пакеты (3D, векторная графика, интегрированные графические пакеты);
  • интернет-решения (веб-приложения, веб-серверы, средства разработки, электронная коммерция);
  • мультимедиа;
  • научное ПО (анализ данных, математика, научная графика, редакторы формул, статистика, химия, электроника и пр.);
  • обучающие материалы (изучение языков, обучающие программы для школьников и пр.).

Фактором, тормозящим развитие российского рынка софтверной дистрибуции, продолжает оставаться широкое распространение в России контрафактного (нелицензионного, пиратского) софта — несмотря на активность и достаточную эффективность предпринимаемых государством мер по борьбе с пиратством. По данным юридического агентства ЗППП («Защита поставщиков программных продуктов») только за период с сентября 2003 по март 2004 гг. было инициировано 142 исследования на контрафактность и возбуждено 76 уголовных дел в Москве. Однако очевидна вся сложность выявления и пресечения фактов распространения нелегальной продукции, ввиду чего игроки рынка пока достаточно скептически относятся к прогнозам относительно скорого решения этой проблемы.

Пока что, по оценкам BSA, объем установленных в 2003 году во всем мире пиратских программ составляет около 60% от объема всего установленного ПО. В России соотношение использования пиратского и лицензионного программного обеспечения составляло 89% и 11% соответственно.

Наиболее опасные виды пиратства

Наиболее опасные виды пиратства

Источник: 1С, 2004 г.

По данным опроса, проведенного самой компанией 1С, ее партнеры-респонденты считают наиболее опасной для бизнеса деятельность по установке нелицензионных копий (58% опрошенных). На второе место 28% поставили розничную торговлю пиратскими дисками.

Структура сбыта: плановая трансформация

Анализ структуры сбыта программных продуктов обнаруживает доминирование «штучных» продаж домашнего софта — 55% в показателях, зафиксированных компанией 1С в период с января по май 2004 года. Всего за 5 месяцев 2004 года было продано более 3 млн. копий «1С:Домашних продуктов» и более 1,6 млн. копий продуктов других издателей. В целом на данный момент компания предлагает более 5 тыс. наименований российских программных продуктов любого назначения и отмечает рост ассортимента за прошедший год почти в 1,5 раза.

Сбыт ПО, январь-май 2004 г., штуки

Сбыт ПО, январь-май 2004 г., штуки

Источник: 1C, 2004 г.

В денежном выражении 31% продаж 1С за тот же период приходились на деловой софт собственной разработки, 21% — на программные продукты других поставщиков. Продажи торговых решений 1C в период с января по май 2004 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года выросли на 97% (37% за счет «1С: Торговля и склад 7.7» и 60% за счет «1С:Управление торговлей 8.0»).

Сбыт ПО, январь-май 2004 г. (в денежном выражении)

Сбыт ПО, январь-май 2004 г. (в денежном выражении)

Источник: 1C, 2004 г.

Как прокомментировали CNews.ru специалисты компании, в 2003 году наблюдался значительный рост продаж программных продуктов в госсекторе, благо, реализация различного рода программ информатизации госструктур предполагала соответствующие инвестиции не только в оборудование, но и в ПО.

Зафиксированная в последние годы тенденция к расширению дистрибьюторского бизнеса в регионах пока сохраняется, несмотря на распространенный стереотип, что покупатели сосредоточены преимущественно в Москве. Так, в 2003 году 63% продаж домашнего программного обеспечения 1С («1С:Мультимедиа») приходилось на регионы. Соответственно, доля московских клиентов составила 37%. По статистике самой компании, в этом секторе доля столицы продолжает закономерно снижаться: в 2002 году это соотношение составляло 40% (Москва) и 60% (регионы), в 2000 году — 49% (Москва) и 51% (регионы), а в 1997 году на долю Москвы приходился диаметральный текущему показатель — 63%.

Структура продаж «1C:Мультимедиа» по регионам

Структура продаж «1C:Мультимедиа» по регионам

Источник: 1C, 2004 г.

Изменяется и региональное распределение продаж новых управленческих решений — во многом это связано с растущим спросом со стороны производственных предприятий. В частности, среди предприятий, начавших внедрение решения «1С:Управление производственным предприятием 8.0», на долю Москвы и области приходится 26%, 67% — регионы РФ, 7% — страны СНГ и Балтии.

Любопытно, что доход от продажи программного обеспечения занимает сейчас второе по значимости место в бизнесе партнеров-франчайзи 1С (всего в сеть входит более 3 тыс. предприятий, сертифицированных на оказание комплексных услуг по автоматизации на базе программных продуктов 1С). В частности, по данным за июнь 2004 года, доля ПО в обороте этих компаний составила 30%, в то время как доход от внедрения этих продуктов равняется 41%.

Бизнес франчайзи 1С, июнь 2004 г.

Бизнес франчайзи 1С, июнь 2004 г.

Источник: 1С, 2004

В интервью CNews.ru Борис Нуралиев, директор 1С, отметил, что по итогам прошедшего года 1С отмечает сохранение положительной динамики спроса на продукты Microsoft, российские «Промт» и ABBYY, а также на антивирусное ПО — Symantec и «Лаборатории Касперского». Быстро растут продажи ПО Linux, а также продуктов компании Panda Software, относительно недавно, но агрессивно появившейся на отечественном рынке информационной безопасности. По прогнозам компании, спрос на эти два направления дистрибуции, вероятно, будет увеличиваться и далее — в контексте текущего роста рыночного интереса к «открытому» ПО и к антивирусным продуктам. Кроме того, с этого года 1С начала издавать некоторые популярные продукты под маркой «1С:Дистрибьюция» — например, в рамках этого проекта уже выпущена новая версия ОС ASP Linux 9.2 и продукты Acronis.

Мария Попова / CNews.ru